100 лет из истории джинсов

Дню рождения джинсов посвящается

20.05.2015

Джинсовая одежда сегодня, пожалуй самая, популярная. Ее носят во всем мире мужчины и женщины, дети и пожилые люди, бродяги и миллионеры. Почему мы говорим о джинсах сегодня? Да потому что именно 20 мая в 1873 году фирма Levi Strauss & Co. получила патент на пошив джинсов. Так и появился наш с вами любимый элемент гардероба, который почти наверняка есть у каждого в платяном шкафу. Окунемся в историю?

Происхождение

Когда говорят о возникновении джинсов, многие часто представляют себе картинку: ковбой в шляпе, рассекающий галопом на благородном скакуне где-нибудь в Техасе на фоне уходящего за горизонт красного солнца. На самом деле, хлопковые штаны появились гораздо раньше…

Историки проследили происхождение джинсов по их названиям в английском языке: denim и jeans. Первое указывает на французский город Ним, который славился своими прочными тканями, второе — на итальянскую Геную, известную в 16-17 веках своими текстильными фабриками. Генуэзские моряки особенно любили и использовали эту прочную, легкую ткань по-максимуму: укрывали ей грузы, латали паруса и шили себе просторные, широкие штаны. Кстати, именно морякии ввели моду на джинсы-клеш.

Цвет и патент

Но какое бы происхождение не приписывали термину «джинсы», обе ткани, и джин, и деним были похожи. Главное различие состояло в том, что в джин переплетались нити двух разных цветов, белые и голубые, окрашенные красителем индиго, а  ткань деним изготавливалась из нитей одного цвета.

В 1873 году в США Джейкоб Девис предложил ставить металлические заклепки на самые слабые места брюк — на задние карманы и на ширинку. Но денег на патент не хватало, и он предложил сотрудничество Леви Штраусу. Так джинсы приобрели свой классический вид и были запатентованы. Первоначально изготавливались коричневые брюки из ткани джин и брюки синего цвета из денима. Кстати, знаменитые джинсы из Смитсоновского музея, немногие из уцелевших после землетрясения 1906 года первых джинсов, выпускавшихся компанией «Levi Strauss & Co» — коричневого цвета.

В 1886 году на джинсах Леви появился фирменный знак — кожаная нашивка на задней части джинсов с изображением двух лошадей, тянущих джинсы в разные стороны, напрасно пытающихся их разорвать.

Долгое время джинсы считались только рабочей одеждой, например, для золотоискателей, моряков или шахтеров. Показателен случай с американским певцом Бингом Кросби. Как певец от народа он старался носить джинсы везде, где только можно. Однажды он одел свои любимые брюки, когда поехал с другом поохотиться в Канаду. В отеле в Ванкувере портье, взглянув на то, что друзья были одеты в джинсы, сказал, что мест в отеле нет, даже не взглянув на документы. Только благодаря тому, что коридорный узнал Бинга, недоразумение закончилось для певца удачно. Зато Levi Strauss & Co, узнав об этом, подарили Бингу смокинг, пошитый из джинсовой ткани.

Со временем благодаря увлечениям кино и вестернами с ковбоями в 1930 — х годах их популярность тут же возросла. Теперь джинсы рассматривали как предмет моды, хотя в основном они были символами свободолюбия и независимой жизни сильного и брутального мужчины. Да и компания Levi Strauss & Co рекламировала джинсы как одежду мужественных ковбоев.

Джинсы для женщин

Первые женские модели появились только после 1935 года. Levi’s, например, переработали свою модель 501 в 701. В ней были изменены пропорции — в талии сузили, в бедрах расширили. А уже потом стали использовать более мягкую ткань, сузили штанины.

Must have для всех

В послевоенное время популярность джинсов возросла еще больше. И мало того, что они покорили Европу, так и в США они пережили переосмысление. Это было время хиппи, время ломок старого, дабы с чистого листа построить новое. Ощущение свободы, которое дарили эти незатейливые брюки, совпало с духом бунтарства, который царил среди молодежи. Джинсы стали символом своботы, простоты для многих слоев населения, феминисток и хиппи. Новые веяния способствуют, тому, что и сами джинсы немного меняются и украшаются практически всем: вышивкой, аппликацией, бисером, значками, брошками и, конечно, дырами и потертостями,  попав в категорию must have.

Привет из 80-х

Если к концу семидесятых популярность джинсов достигла апогея, то в восьмидесятых произошел новый бум — прямые джинсы свободного кроя с высокой талией… Тогда на джинсы обратили внимание ведущие производители одежды в мире. В СССР же в это время была просто настоящая джинсовая лихорадка. Джинсы были не просто модными штанами, они обозначали статус: если у тебя были фирменные джинсы, то ты был просто на пике моды.

Менялись способы покраски, искали новые цвета… Появились такие технологии как «overdye» — дополнительная окраска джинсов после варки для получения отличного от синего цвета или  «stone wash» — стирка джинсов вместе с камнями натуральной пемзы, что придавало изделиям поношенный  вид.

Современность 

В 1990 — х годах наблюдался некоторый спад популярности джинсов. Однако сегодня они вернулись в разных стилевых и художественных решениях от классики до авангарда: разноцветные, рваные, с пайетками или узорами… А дизайнеры уже давно превратили деним в неисчерпаемый источник собственного вдохновения.