13 вредных привычек спикера

Как успешно выступить на публике с речью

Как успешно выступить на публике с речью. Секреты ораторского мастерства

Чаще всего, говоря перед публикой вы неосознанно сжимаете руки, ходите по аудитории или избегаете зрительного контакта со слушателями, а они-то точно примут это за нервозность и неуверенность. А ведь такие ошибки чуть ли не каждый день допускают на рабочем месте признанные профессионалы своего дела, во время презентаций и совещаний. Предлагаем вашему вниманию 13 распространенных ошибок оратора, которые нужно не допускать любой ценой, их последствия и советы по исправлению ситуации.

1. Тема далека от аудитории, и вы ее не приблизили

Однажды премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраели заметил: «Говори человеку о нем самом и он будет слушать тебя часами». Так вот, если вы не будете говорить слушателям о них самих, то, скорее всего, слушать вас не будут. Если спикер предлагает вниманию аудитории какую-то общую, отстраненную презентацию, то слушатели воспринимают это как работу, сделанную спустя рукава: они разочарованы или даже рассержены. Чтобы этого избежать, сперва задайте себе вопрос: «Кто мои слушатели? Какие темы их остро интересуют? Как то, о чем я говорю, может помочь им? Сколько они знают об этой теме? Что я хочу, чтоб они сделали, реагируя на мою речь?» Успех публичной речи зависит всецело от того, знаете ли вы вашу аудиторию.

2. Отсутствие визуального контакта со слушателями

Многие спикеры, и начинающие и ветераны, часто не умеют установить хороший визуальный контакт с аудиторией. Неосознанно ваши глаза бегают от одного лица к другому, не останавливаясь для того, чтобы, наконец, остановиться и увидеть тех, к кому адресованы ваши слова. В итоге вас назовут неискренним, незаинтересованным, неуверенным и даже наглым. Для того, чтобы установить визуальный контакт, попытайтесь остановить взгляд на каждом человеке по 2-3 секунды, или так долго, сколько это необходимо, чтобы сказать полную фразу. Эффективный визуальный контакт – самый главный инструмент невербальной коммуникации спикера.

fear-of-public-speaking-620x330

3. Слабое вступление

Платон говорил, что начало – самая важная часть работы. И все же, распространенной привычкой спикеров является отпускание бесцельных шуток, чтение повестки дня, ненужные извинения, а поэтому увлечь за собой аудиторию и мотивировать ее к внимательному слушанию с первых секунд не получается. Открывайте вашу речь ярко. Например, расскажите увлекательную, важную историю, приведите удивительные статистические данные, задайте провокационный вопрос.

4. Суетливые жесты

Существуют по крайней мере 20 видов распространенных тиков: сжимание рук, переплетание пальцев, хождение туда-сюда, руки в карманах, верчение ключей и колец, облизывание губ, постукивание ручкой и так далее. Чтобы контролировать себя лучше, запишите одно или несколько ваших публичных выступлений и пересмотрите запись.

5. Вы не репетировали!

Большинство опытных ораторов всегда репетируют свою речь. Да, все изучают тему, упорядочивают содержание, рисуют таблицы. Но, согласно исследованиям, только 2% из опрошенных 500 бизнесменов, полностью репетируют свои выступления, проговаривая речь вслух. Именно поэтому часто речь спикера воспринимается как сырая или поспешная. Для оптимизации вашего выступления, проговорите полностью вашу речь хотя бы раз, а вступительную и заключительную речь хотя бы по три раза.

6. Сообщения о вашем нервном состоянии

Если вы нервничаете, то не факт, что аудитория заметит это по языку вашего тела. Кстати, нервничать, выступая с речью – абсолютно нормально, аудитория понимает это. Но вот говорить всем как вы нервничаете – значит ставить их в неловкое положение, слушатели теперь уж точно заметят все ваши промахи. Поэтому не говорите об этом, как бы вам ни хотелось.

7. Вы в упадке сил

Книга рекордов Гиннесса говорит об актере, выступившем рекордное количество раз в одном и том же бродвейском спектакле: это был Джордж Ли Эндрюс в роли Мсье Андрэ из «Призрак оперы», который вышел на сцену в этой роли 9 тысяч 382 раза. И ни разу он не показал отсутствия энтузиазма, ведь его контракт был продлен 45 раз за 23 года! Энтузиазм – смесь радости и интереса, это самый желанный для публики элемент публичного выступления. А вот если у вас монотонный голос и скучное выражение лица, такое коматозное состояние – то вы точно не понравитесь публике.

8. Перегрузка данными

Эту ошибку можно объяснить нашим желанием усилить позицию данными, цифрами, выкладками, поэтому мы фокусируемся только на том, что Аристотель называл Логосом. Это все, что включает функции левого полушария мозга: речь, анализ, размышление, критическое мышление, цифры. Когда мы перебарщиваем с этим, то в итоге мы читаем полные данных слайды и забываем о главном: о нашей публике.

He-700x420

9. Вы не вдохновляете аудиторию

Для убеждения, считал Аристотель, важнее Логоса – только Пафос. То есть все, за что отвечает правое полушарие мозга: эмоции, изображения, истории, примеры, сопереживание, юмор, воображение, цвет, звук, прикосновение и отношения. Целые тома исследований говорят о том, что люди при принятии решений руководствуются в первую очередь эмоциями (Пафос), а потом уже ищут факты, которые бы оправдали это решение (Логос). Ваша публика делает то же самое. Сначала вдохновите публику, а потом дайте ей пищу для анализа, чтобы подтвердить эмоцию.

10. Нет пауз

Многие спикеры спешат с изложением. Они несутся к финалу речи и даже не способны остановиться для того, чтобы подчеркнуть важные пункты. Случается это из-за волнения или малого количества времени, отведенного для выступления. Как бы то ни было вы должны сделать паузу в трех случаях: до и после того, как вы сказали что-то важное, что-то, что аудитория должна запомнить, до и после того, как вы переходите от одного ключевого пункта к другому, а также между вступлением, основной частью и финалом речи.

11. Вы заканчиваете в формате «вопросы-ответы»

Вы, наверное, много раз слышали, что оратор заканчивает свою речь примерно так: «Вот и все. Есть вопросы?» Для публики это все равно, что промокшая хлопушка. Неплохо дать возможность публике задать вопросы или прокомментировать, но только тогда, когда ваш финал был сильным. Выработайте эффектную заключительную часть: призыв к действию, четкие итоги или запоминающаяся финальная фраза.

12. Чтение со слайдов

Слайдшоу может быть полезной подсказкой или иллюстрацией к наиболее важным моментам речи. Но помните, что люди, которые видят ваши слайды все же умеют читать, и если вы им подаете одну и ту же информацию вербально и невербально, это может вызвать у них скуку или даже негодование. Пусть это будут иллюстрации к ключевым понятиям, а не конспект лекции!

13. Извинения

Возможно, вы опоздали и хотите, чтобы ваша публика знала почему именно. Или вы только что из аэропорта после долгого перелета и хотите, чтобы слушатели знали почему ваша речь будет не такой сильной, как могла бы быть. В любом случае, извинения и оправдания задают негативный тон последующему выступлению и дают аудитории повод недооценить вашу речь. Не стоит этого делать, пусть аудитория сама оценит ваше выступление. В независимости от того, что вы чувствуете, выражайте энтузиазм от того, что вы – там, где вы есть и сделайте вашу работу на «отлично».

По материалам: businessinsider.com

- Читайте также: 19 правил бизнес-этикета, которые должен знать каждый