15 мини-практик для детей и взрослых

Для стабилизации при психологической травме и не только

24.06.2014

Royz_photo10Светлана Ройз, семейный и детский психолог, дает 15 эффективных практик для стабилизации при психологической травме и просто для ресурса.

Нашим деткам поддержка нужна чаще, чем мы можем себе представить. В любое сложное время ребенок ищет опору  в родителях. Если родители сами в дисбалансе, он либо становится «потеряшкой», уходя в инфантильное состояние, либо сам становится опорой для своих родителей, очень быстро взрослея. И в первом, и во втором случае неразряженное напряжение и нагрузка могут вылиться в болезнь, эмоциональную вспышку, бурную реакцию на что-то незначительное с нашей точки зрения. При любой травме  (больница, операция, ссора родителей, опыт, который ребенку не по силам выдержать, и события, в которых он не может активно реагировать) ребенок может потерять контакт с какой- то из своих «частей» —  не чувствовать границ тела, переживать резкие эмоциональные скачки, «зависать» в реакциях. Может бояться кого-то  или чего-то, что раньше не вызывало тревоги. У нас может появиться ощущение, что ребенок потерял свою идентификацию. Как же все стабилизировать?

1. Простой способ безопасно возвращаться «в себя» — обрисовывание ладошек и любые игры с ладошками. Отпечаток ладони — это первая идентификация малыша. Первые отпечатки грязной крохотной ладошки на обоях —  это первое «Я есть в мире». Отпечатки в тесте, глине, песке, любой крупе, отпечатки на бумаге. Вырезание, разрисовывание ладошки  — это ощущение и заполнение внутренней территории. Ладошка — как мандала, возвращающая и укрепляющая «Я». Ладошка — олицетворение всего тела ребенка. А затем и его самоощущения. Когда нам нужно помочь малышу вернуть возможность границ и одновременно безопасного контакта, мы для него придумываем игры, где ладошки разных деток могли бы сталкиваться, хлопать, прикасаться друг к другу. Где пальчики могли бы здороваться, где они прикасались бы друг к другу ребром, тыльной стороной, всей поверхностью.

2. Детки, пережившие травматический опыт, могут не допускать прикосновений, бояться физического контакта. С ними можно и нужно  нарисовать и разрисовать «пряничного человечка». Иногда с подростками мы обрисовываем контуры тела на обоях, можно купить промышленные игрушки, на которых можно рисовать и затем смывать нарисованное.

3. Обязательно лепить из глины, теста или на худой конец из пластики и пластилина. Лепка трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля (что важно для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью), лепка полезна при любых психосоматических болезнях.

4. Каждый раз, когда  мы что-то «сотворяем», мы творим, возвращаем себя. Куколки из ниток, простые мотанки, человечки из поролона (или из губок для мытья посуды), лепка куколок и фигурок из теста или глины — все это очень действенная терапия.

5. Может случаться, что ребенок начинает вести себя как малыш более младшего возраста — так подсознание пытается вернуть безопасность. Подсказка: если в руках у ребенка окажется что-то, что «меньше» его, что-то, что воспринималось бы как детеныш — куколка, маленькая машинка, игрушечный звереныш, даже клубок ниток — ребенок автоматически перемещается в более взрослую позицию.

6. Детки, пережившие травматизацию, часто теряют контакт ножек с землей (опору, заземленность). С ними хорошо играть (рисовать, лепить, протанцовывать) в цветы и деревья, уделяя внимание корням и крепкому стволу. Иногда мы играем в «выращивание великанских ног «, представляя, что ноги становятся огромными и крепко удерживают равновесие, не давая раскачиваться от ветра (ветер — это метафора изменений, событий, на которые мы повлиять не можем), чем ярче мы представим (нарисуем, промассируем) эти великанские ноги, тем сильнее эффект. Спать лучше укладывать таких деток тоже, давая опору ножкам (например, положив под ноги скрученное в валик полотенце).

7. Дети после травмы пытаются все контролировать. С ними важно говорить о планах, составлять расписания, делать коллажи мечты и т.п. Важно помнить, что в практиках они не закрывают глазки, боясь ослабить контроль.  Многих взрослых раздражает, что они все время что-то вертят в руках, роняя и ломая. Для того чтобы снять напряжение в ручках, одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность, детям нужно дать в руки массажное колечко, эспандер, хлебный мякиш, наполненные мукой или крахмалом шарики.

8. Для того чтобы аккуратно прикоснуться к теме страха, дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами, можно соорудить (нарисовать, вылепить, сделать из коробки) сейф для страшных воспоминаний. Не называя воспоминания, дать метафору — просто смять бумагу или взять темные листы бумаги, камни, шишки и сложить их в сейф. Ключ от которого будет либо у взрослого, либо у самого ребенка. Сделать из спичек и разноцветных ниток «ловцов снов» или вырезать ажурную снежинку, которая, как фильтр, впитывала бы страшные образы, не подпуская их к ребенку.

9. Вырезать из бумаги ангела. «Если я столкнулся с опытом, в котором родители, другие взрослые не могут меня защитить, я ищу опоры в чем-то бОльшем, чем человеческие возможности». Например, универсальный символ — ангел. Которого можно назвать (делая его более одушевленным и личным) и повесить над кроваткой, на стене, сделать гирлянду из ангелов.

10. Ребенок ищет убежища в «изначально безопасном месте» — матке. С ребенком полезно делать халабуды, домики, играть в прятки, такой ребенок любит перекрываться одеялом или простынкой. Мне очень нравится телесная практика — «колыбелька», которая и возвращает контур безопасности и дает  ресурс: взрослый сидит на полу, обнимая сидящего перед ним ребенка за спинку (обхватывая ногами и руками), чуть покачиваясь и шепча что-то теплое в ушко.

11. Любое рисование и сооружение домиков возвращает ощущение границ (но очень аккуратно, если известно, что дом ребенка был разрушен).

12. Телесная игра «Кнопка радости» для безопасного возвращения контакта с телом: ребенок, не говоря партнеру,  придумывает звук (песенку-шумелку), задумывает место на теле — кнопку, которая, если к ней прикоснуться, включала бы этот звук. Партнер по игре, мягко прикасаясь к телу, должен найти эту кнопку. Потом ребенок ищет кнопку, которую загадал партнер.

13. «Крыло ангела» (во взрослой версии — «Рука друга»): когда ребенку нужно почувствовать безопасность, отстраниться от большого количества людей, почувствовать поддержку, можно положить правую руку на левое плечо (так обозначается личная территория и возникает ощущение прикосновения друга к плечу).

14. «Грустное деревце». Детки часто не могут попросить о поддержке и объяснить, что их беспокоит. Если ребенка «превратить» в деревце, которое обижено, повреждено, грустит, и спросить, что для него сделать — поставить опору- палочку (себя), подвязать веточку (погладить по ручке), полить (погладить сверху вниз), поставить забор (стать вокруг) — ребенок получит необходимый ресурс.

15. Детки в состоянии тревоги могут бояться рисовать что-то на свободную тему. Им можно давать раскраски с четкими «жирными» границами. Можно с ними рисовать внутри бумажной тарелки, рисовать нестандартными «кисточками» — спонжами, ватными палочками, зубными щетками. Следующий этап — капать акварельной краской на влажную бумагу. Затем обводить высохшую форму, придумывая, на что эта форма похожа.

Спокойствия и здоровья деткам и взрослым!