24 августа наша страна отметила 24 года своей независимости — практически четверть века. К этой дате theinsider.ua составил список важных украинских романов, которые увидели мир на протяжении этих лет. Ровно 24 книги.
Щодня ми працюємо на інфофронті, виствілюючи подвиги українських жінок та впливаючи на світову спільноту інформаційно.
Ми просимо нас підтримати, аби ми й надалі могли виконувати нашу місію на шляху до української перемоги
Підтримати womo.uaРоманы, о которых пойдет речь ниже, стали знаковыми в этот период и остаются предметами дискуссий и сегодня. Эти книги — не просто общекультурное явление, но и общественно значимое. Резонанс и популярность — именно под эти определения попадают эти издания. Кому-то они могут нравится, кому-то нет, но это уже часть истории, и без них картина была бы не совсем полной.
Рекреації
Юрий Андрухович
1992г.
Первый роман «патриарха Бу-Ба-Бу» новой украинской литературы, отсчет которой условно можно начинать вести от акта о провозглашении независимости. Условно, потому что сама эстетика бубабистов, из которой и вырастают «Рекреації», к тому времени уже полностью сформировалась. Компания молодых поэтов-интеллигентов прибывает в Чертополь на Праздник Воскресающего духа, чтобы оказаться в пространстве тотального карнавала. Стихия игривости со временем поставит «новую литературу» в тупик, но для первого романа нового времени — пожалуй, лучший вариант.
Сталінка
Олесь Ульяненко
1994г.
Останні новини
- Заради маленьких сердець. Відкрито реєстрацію на 31-й благодійний «Пробіг під каштанами»
- Аріанна Хаффінгтон: «Хочете бути успішними? Спіть!»
- «Кіра. Дорога додому». Вийшла друком книга української журналістки Олесі Остафієвої
- «Я не годуватиму демона». Оприлюднені щоденники багатодітної матері, засудженої за жорстоке поводження з дітьми
- Чому нам потрібні інклюзивні міста? Новости на главной
Первое произведение Ульяненко, которое наделало много шума и получило Шевченковскую премию. Сама книга — это то ли развернутая притча, то ли реалистичная история с двойным дном: Йона, натерпевшись в сумасшедшем доме, убегает из него в мир, который является только лишь увеличенной копией пережитого ада. Много криминала, безнадеги, девиаций, депрессии, в которой где-то там на дне виднеется проблеск призрачной надежды.
Польові дослідження з українського сексу
Оксана Забужко
1996г.
Текст-эмблема девяностых, про который многие слышали, но немногие прочитали. По сути же «Дослідження» — это не столько приключения «новой» женщины-поэтессы за рубежом, сколько сведение счетов с помощью обсуждения проблем идентичности, национальности, сексуальности — со всем ХХ веком, как текст, в котором главным героем выступил сам язык. Украиноязычный бестселлер может существовать — это было доказано убедительно на годы вперед.
Око прірви
Валерий Шевчук
1996г.
В 90-х и 2000-х Шевчук написал немало: двутомная биографическая сага, семейная хроника, эссеистика… Но настоящий успех к нем пришел, когда он написал небольшой роман об авторе Пересопницкого Евангелия, который ищет себя и путешествует к эпицентру сектантского движения. Писателю, кроме атмосферы украинского Средневековья, удивительным образом удалось еще и показать 90-е с их новыми «лидерами» и растерянной интеллигенцией.
Бурдик
Владимир Диброва
1997г.
Широко известный в узких кругах Диброва в 1993 году переезжает в США, где продолжает писать. Но на родине о нем говорят все меньше с тех пор. И даже премия «Книга года ВВС» за роман «Андріївський узвіз» почти ничего не изменила. Но «Бурдик» был замечен, и не зря — в нем квинтэссенция метода писателя, ироничность напополам с тоской, «интеллигентская» проза еще одного потерянного поколения, очень автобиографичная, глубокая и деликатная.
Воццек
Юрко Издрык
1998г.
Фрагменты, сны, чужие цитаты, свои автокомментарии, абсолютная ненадежность рассказчика, которого, на самом деле, и нет, так как говорит вся культура как таковая, в ее современном состоянии, а персонаж является только лишь функцией. «Воццек» — то, что называют воплощением украинского постмодернизма 90-х.
Те, що на споді
Юрий Покальчук
1998г.
Прекрасный прозаик-шестидесятник оставил чрезвычайно мало «полноценных» романов, в основном — многочисленные книги повестей и рассказов, хотя многие из них по атмосфере можно назвать нетипичными романами. Вот и «Те, що на споді» лучшее тому подтверждение: сборник произведений, где все крутится вокруг самых смелых фантазий, но на деле — роман в рассказах, дерзкий, но не грязный.
Мальва Ланда
Юрий Винничук
2000г.
Роман, с которым, пожалуй, чаще всего ассоциируется имя писателя. Грандиозно придуманная и прекрасно написанная книга, настолько фантастична, насколько и мало на что похожа: мужчина средних лет, господин Бумблякевич, попадает в место химер всех мастей и оттенков. Море Борщей, русалки и призраки, эротика и авантюры, фирменный юмор и неожиданный трагизм — у Винничука есть для всех и он не боится этим делиться.
Рівне/Ровно
Александр Ирванец
2001г.
Компактная фантазия на тему разделения одного узнаваемого Города конкретной Стеной, когда одна половина приобретает признаки «европейского», а другая остается «социалистической».
Культ
Любко Дереш
2001г.
Студент-выпускник едет в галицкую провинцию, чтобы стать преподавателем биологии, а там его ожидает искушение — желание узнать окончательную истину и увидеть-то-что-является-сразу-всем-и-ничем. Средняя фантазия, не слишком аккуратная композиция, а вместо мастерства — кураж. Но зато очень живо.
НепрОсті
Тарас Прохасько
2002г.
«НепрОсті» — это не только Маркес галицко-карпатского ландшафта, но и прекрасный пример, что Украина таки «не одна», их несколько. Магический реализм, центрально-европейская литература, но есть в ней и нечто свое для тех, кто хочет познать главные свершения новой украинской литературы.
12 обручів
Юрий Андрухович
2003г.
По мнению многих людей, именно «12 обручів» является лучшим романом украинской независимости — таким, которым можно гордиться. В любом случае это полноценный роман Андруховича символично закрывает эпоху условного расцвета украинской литературы в 90-х и сообщает о наступлении проблемных 2000-х.
Солодка Даруся
Мария Матиос
2004г.
Книга, подтвердившая, что украинская массовая литература может быть качественной. Сентиментальный роман о людях, которым не повезло в исторические времена на «кровавых землях» (во время Второй мировой в Галичине), и об их детях, которым бури великой истории буквально разрушили жизнь.
Депеш Мод
Сергей Жадан
2004г.
История трех друзей, которые путешествуют по улица и окрестностям сюрреалистичного города, чтобы сообщить четвертому плохую новость, стала тем текстом, который привлек внимание многих молодых людей к украиноязычной прозе. Гимн мужской дружбе, грусть по потерянному поколению, романтичная история нереализованных идеалов — здесь есть все, хотя и не только. «Депеш мод» — случай, когда веришь разговорной речи персонажей.
Пацики
Анатолий Днестровый
2005г.
Такой себе симметричный ответ Жадану, где не Харьков, а Тернополь, не 90-е, а конец 80-х. Социальная депрессия, отсутствие социальных лифтов, трудные подростки из трудных семей в трудные времена… Истории Днестрового тяжелые, и на алтарь реалистичного сюжета кладется стилистика, композиция и темпоритм.
Слуга з Добромиля
Галина Пагутяк
2006г.
Галицкая русь, монастыри, князья — и 20 век, НКВД, репрессии. Связывает все это воедино фигура Слуги — тысячелетнего вампира и хранителя края, амбивалентного по своей сущности, но очень симпатичного в реальности. В течение долгих лет писательница создавала целый отдельный мир, в котором находят свое место фольклорно-готические элементы, но где главной остается замешанная на истории литературная фантазия.
Згори вниз. Книга страхів
Таня Малярчук
2007г.
Перед нами история о том, как девушка становится Женщиной, а мир вокруг демонстрирует тайные и глубокие закономерности. Смешение прозы Прохасько и фантазий Пагутяк, но при этом вовсе не наивная литература. Малярчук здесь — зрелая писательница, которая, просто очень рано написала, возможно, свое лучшее произведение.
Шахмати для дибілів
Михайло Бриних
2008г.
Роман рссказывает о докоторе Падлюччо, великом авантюристе и знатоке шахматного искусства: текст дополнен иллюстрациями и анализом партий, а также размышлениями о спорте. Фишка писателя — виртуозный суржик, которые работает и действительно является смешным.
Музей покинутих секретів
Оксана Забужко
2009г.
Гигантская сага о 20 веке, где человеческие судьбы намертво переплетены с судьбой страны, давние семейные традиции неотступно влияют на поколение наследников, а логика истории испытывает героев на прочность, постоянно подсовывая эфемерные шансы на спасение. Две мастерские переплетенные сюжетные линии (Вторая мировая — наше время), узнаваемая героиня (привет из «Досліджень»), узнаваемый язык — роман состоялся.
Залишенець. Чорний Ворон
Василий Шкляр
2009г.
Окончательное утверждение «нацреализма» как жанра и мироощущения. Времена постреволюционных освободительных битв, их последние аккорды — когда уже все понятно, но обреченная повстанческая борьба все равно продолжается. Отдельные территории и отряды с атаманами еще держатся — тем еще более легендарной будет их слава. Очевидно, что Шкляр любит своих героев, знает архивы, хочет поделиться, но читателю их полюбить непросто: нужно быть либо ярым шовинистом, либо не очень культурным человеком.
Записки українського самашедшого
Лина Костенко
2010г.
Роман, удививший многих, и не столько тем, что Костенко опубликовала большую прозу, сколько форматом. Перед нами записки 30-летнего программиста, который переживает серьезные семейные и личные (поиск предназначения) драмы, параллельно записывая довольно-таки истерически трагические катастрофы, которые происходят по всему миру.
Ворошиловград
Сергей Жадан
2010г.
Лучший роман Жадана, который неожиданно одержал победу на «Книге года ВВС» и был назван «Книгой десятилетия». «Ворошиловград» — жадановский роман с абсолютно узнаваемым набором сюжетных тем (разборки, криминал, 90-е), фирменной атмосферой и «своими» героями.
Танго смертi
Юрий Винничук
2012г.
Попытка Винничука вырваться на просторы серьезного исторического романа удалась — победа на «Книге года ВВС». Межвоенный Львов, Холокост, четверо друзей разных национальностей, которые пытаются сохранить хоть что-то человеческое в себе, — и мистическая линия, КГБ, 80-е.
Фелікс Австрія
София Андрухович
2014г.
Произведение, доказывающее, что хорошей и свежей прозы можно ожидать не только от поколения «отцов». София Андрухович сделала маленькое чудо: из материала (Автро-Венгрия, Фарнц-Йосиф, местная кухня) писательница выстраивает полностью модернистский текст — умный и тонкий. Ну, и, конечно, история любви, которая возвышается к метафоре.