5 вопросов о домашнем обучении детей

Подробные ответы и дельные советы только из личного опыта

10.07.2014

Мои старшие дети (Эллине 11 лет, Полине 9) школьного возраста, но они не ходят в школу, образование получают дома. Такой формат называется домашним обучением, и у многих вызывает недоумение.

Вот вам ответы на 5 самых популярных вопросов по домашнему обучению из нашего опыта.

1. Как мы пришли к формату домашнего обучения?

Старшая дочь Эллина обучалась в школе первых 3 класса, а начиная с четвертого ходила редко, в основном на зачеты и контрольные. Полина отсидела в школе первый месяц первого класса, и стало ясно, что при ее тренировках спортивной гимнастикой 6 раз в неделю «глупое и неинтересное» просиживание за партой не имело никакого смысла.

Окончательное решение в вопросе домашнего обучения было за детьми. А я, наблюдая за тем, что происходит в школе, и какими они приходят оттуда, просто изучила возможности альтернативного варианта и предложила его девочкам. Они решили попробовать!

Причем я не вдохновлялась чьим-то опытом, нет. Я во многом доверилась детям и сразу честно предупредила их, что легко не будет и многое ложится на их плечи, так как я не учитель, могу только помогать иногда с ресурсами (поиск и покупка материалов для обучения), иногда практически (подсказка, советы, проверка и посильная помощь).

2. Были ли сомнения, справятся ли дети и я с такой нагрузкой?

Сомнений не было, я всегда была уверена в том, что дети намного умнее, чем принято о них думать, и уж точно умнее, чем считает их система. Это, вероятно, подтвердила моя работа, ведь я наблюдаю за самыми разными детками, и могу сказать, что наиболее распространенная проблема в детско-родительских отношениях — обесценивание личности ребенка и его способностей. Именно из-за этого ребенок теряет мотивацию и стремление что-либо показывать и предъявлять миру и родителям как части этого мира.

Важным показателем того, что дети справятся, были последние школьные полгода, когда девочки все реже ходили на уроки, но потом все контрольные и проверочные сдавали лучше, чем в период постоянного посещения школы. Это позволило детям обрести достаточно уверенности в собственных силах.

3. По какой программе учатся дети и кто их обучает?

Пока учатся в ногу со школьной программой, хотя справедливости ради стоит сказать, что многие предметы мы закончили еще в январе, например, математику Полины, и начали уже следующий класс. Но сдавать по несколько классов за год — такого стремления пока нет, ведь суть домашнего обучения не «сделать план и превысить его», а спокойное обучение без надрывов и достаточное время на собственные увлечения детей, которых очень много.

С обучением мы пока справляемся собственными силами, никаких учителей и репетиторов не приглашаем. Возможно, дальше их услуги понадобятся. И по своему опыту скажу, что сложнее всего с английским языком. Школьный формат его изучения никуда не годится, и онлайн-ресурсы тоже не справляются. Пробовали курсы — не понравились ни одни. Мне кажется, что решат вопрос языковые клубы, и мы как раз в активном их поиске.

4. Как мотивировать детей к занятиям при домашнем обучении?

Наша программа обучения приближена к школьной, но дети сами решают, что и когда им проходить. Девочки уже поняли, что год на предложенную программу это очень много, а потому в ровном темпе проходят программы по каждому предмету. Мы используем множество онлайн-ресурсов, самые обычные методички, учебниками пользуемся мало и только для того, чтобы прочесть содержание и следить за темами программы. Дети сами видят, какие учебники сухие и неинтересные. Например, историю Эллина учит так: читает название следующей темы и смотрит 3-4 документальных фильма по National Geographic. Если остаются вопросы, то идет в библиотеку и берет тематические энциклопедии. Именно они действительно интересны детям и более широко рассказывают обо всем.

Многое дети изучают вне программы. К примеру, все вместе они последний год заинтересовались Солнечной системой, анатомией и палеонтологией: дома висят карты звездного неба и органы человека в разрезах, просматриваются тематические фильмы, допрашивается насчет особенностей человеческого тела мама и совершаются регулярные походы в планетарий. Ну а изучать останки доисторических животных в музее мы уже ходили 3 раза, и это в один и тот же музей! Если верить программе, то 3-летнему Стефану, 9-летней Полине и 11-летней Эллине эти темы должны быть неинтересны и скучны. Меня это смешит, если честно!

Кстати, как вы понимаете, Стефана рука системы и вовсе не коснулась, он свободен в своих мыслях и действиях, он делает то, что ему интересно, а интересно ему исключительно все! Он легко вступает на равных в беседу с людьми намного старше его, не делая никакой скидки на разницу в возрасте, способен донести свою мысль и свое мнение… И в какой садик и школу его возьмут? Думаю, в будущем он тоже будет пользоваться системой ровно настолько, насколько ему это будет нужно.

5. Как решается при домашнем обучении бюрократическая составляющая?

Решается она легко: одно заявление и список пунктов кодекса, на основании которых мне обязаны разрешить домашнее обучение детей. Люди системы стараются избегать конфликтов с теми, кто знает свои права. Поэтому мы просто подали заявление и забрали разрешение, согласовали с учителями даты зачетов, пришли сдали и все. Далее планируем перевести детишек на дистанционную форму обучения, с которой отлично справлялась школа в Крыму. Но так как сейчас многое изменилось, мы подбираем вариант дистанционного обучения, который будет наиболее удобен для детей.

И в заключение скажу свое мнение о социализации. Я допускаю, что если дети обучаются дома, а семья ведет закрытый образ жизни, проблемы могут возникнуть, но, к счастью, у нас все иначе. Эллина играет в профессиональном театре «Спалах», где труппа от 30 до 3 лет, а Полина уже 4 года занимается спортивной гимнастикой 6 раз в неделю в зале, куда приходят все — от мала до велика. Общения по интересам девчонкам хватает с лихвой! Плюс, имея неугомонную маму, которая работает 3-4 часа в день, они получают уникальную возможность общаться и встречаться с самыми разными людьми и постоянно куда-то двигаться: кино, музеи, парки, выставки и т.д. Мы обсуждаем, на что потратим сегодняшний день после того, как закончится «рабочая часть мамы» и «домашние занятия». А выбор огромен!

Разговоры о школе периодически заходят — дети рассказывают, что было у них в школе после общения с друзьями. И девочки отлично знают, что как только захотят, могут в школу вернуться, но пока говорят «нет». Так что это их решение!

Я же в свою очередь вижу, что система домашнего обучения оправдывает себя уже потому, что дети уравновешены и бодро поднимаются без будильников в 7 утра, тогда как при школьном режиме их не стянешь с кровати до 10.

Занимаясь здоровьем детей, я видела все симптомы стресса и переутомления, полноценная работа в таком состоянии просто невозможна! Сейчас все иначе — дети учатся потому, что им интересно, идут вперед потому, что сами этого хотят, их никто не подгоняет, они не боятся «не сдать», они стремятся отчитаться о том, сколько уже знают, они полны сил и хотят расширять границы своего мира каждый день! Только это для меня важно как для мамы и медика!