Алина Носенко, директор Фонда Кличко и спикер SHE Congress, прошедшего 18 ноября, рассказывает, с какими проблемами ей пришлось столкнуться во время работы «Школы Успеха» для подростков, основанной фондом, — с установкой на удачное замужество у девочек и неуважительным отношением, стремлением к эгоистичному лидерству мальчиков. Алина размышляет о том, какие изменения необходимы и системе образования, и всем нам, чтобы сломать устоявшиеся стереотипы, влияющие на молодых людей.
Щодня ми працюємо на інфофронті, виствілюючи подвиги українських жінок та впливаючи на світову спільноту інформаційно.
Ми просимо нас підтримати, аби ми й надалі могли виконувати нашу місію на шляху до української перемоги
Підтримати womo.uaО детях, которые поменяют страну
Заходя на территорию школы, где мы проводим занятия, я по лицу ребенка могу сказать, насколько он счастлив в семье, с каким комфортом вокруг него устроен мир. По- настоящему счастливых детей очень мало, хотя они преимущественно из хороших семей, не важно, городские это дети или из сел.
Я верю, если у детей будет мечта, и они будут бороться за нее, а семьи будут готовы слушать и слышать детей, не критикуя – то и страна поменяется. Она не поменяется благодаря Гройсману или Порошенко, но каждый из нас может сделать свой вклад. Я верю, что эти дети смогут изменить Украину. Парадигма их мышления и принятия решений будет другая – в ней будут цели, инструменты, честность, прозрачность, равное отношение ко всем. Я всегда езжу в летнюю школу фонда и провожу там все 20 дней, потому что ощущение мира сквозь призму 14-16-летних – это огромный заряд энергии!
Об ограничениях
Мы много работаем с детьми из таких отдаленных мест в Украине, куда новые тенденции никогда не доходят. Проблема в том, что дети не знают, к чему стремиться, поскольку мало информации, да и ресурсов к реализации тоже мало. Считаю, что нам нужно запустить образовательный проект и отправлять туда «пилигримов», которые будут заниматься просвещением. Я часто говорю детям: «Киев – это не самоцель, может, вам и не нужно обязательно переезжать сюда». Девочки-участницы ШУ часто мне говорят, что хотят быть актрисами и поступать в институт Карпенка-Карого, я отвечаю: «Почему не в Лондон, где учился Камбербэтч? Почему играть не на Бродвее?» Зачем сужать мир до учебного заведения только в Киеве? А просто потому, что ничего другого они и не знают. У них нет калейдоскопа мышления, разнообразной картины мира.
О стажировках
Я сама – выпускница шести национальных и международных стажировок, благодаря которым поняла, что для меня важно, что мне дарит ощущение счастья и полета. В нашем фонде тоже есть программа стажировки, в следующем году будет уже пятый набор – и в этом есть смысл. Моя миссия – увидеть потенциал в молодых людях, как во мне его увидели братья Кличко пять лет назад. Надеюсь, когда-нибудь в «Forbes» появится исследование «Как стать СЕО до 30 лет» и наши стажеры будут первыми, о ком будет эта статья и первыми, кто станет руководить бизнесами и организациями до 30-ти. Глобализация открывает такие возможности.
Останні новини
- Світовий рекорд і 29 медалей. Вражаючі досягнення українців на етапі Кубка світу з плавання у ластах
- Групи підтримки – що це таке і чому вони корисні?
- Стали відомі лауреати театральної премії «Київська пектораль-2023»
- Заради маленьких сердець. Відкрито реєстрацію на 31-й благодійний «Пробіг під каштанами»
- Аріанна Хаффінгтон: «Хочете бути успішними? Спіть!» Новости на главной
Когда я выиграла стипендию на учебу в Германии, родители ночь не спали – мой папа, штурман, был тогда в Японии, мама в Киеве, они переписывались и решали, как пережить эту ночь. Папа беспокоился, как же они могут отпустить свою принцессу, которая училась на третьем курсе Института международных отношений,– одну куда-то в другую страну. Но мама настояла и убедила, что я должна выбрать и решить сама, как мне дальше жить. И ответственность за решение нести мне.
Год в Берлине снял с меня «розовые очки». Я и так могла заботиться о себе, быть самостоятельной и принимать решения, но в чужой стране без близких или просто знакомых было очень сложно психологически. У немцев декларируется мультикультурализм, «мульти-культи», как они это называют. Но когда ты подходишь к человеку и говоришь «Привет, я Алина из Украины», то редко можно добиться расположения. Мне часто делают комплименты по поводу моего немецкого – но лишь до тех пор, думаю, пока я не выражаю желание работать и жить в Германии, например.
О подростковом коллективе
Наши дети часто не готовы к самостоятельной жизни. В прошлом году участники летней школы, а это дети 14-16 лет, интересовались преимущественно сексуальной жизнью, влюбленностью и замужеством. Девочки были всегда озадачены тем, какую кофточку лучше надеть сегодня, а мы их заставляли носить форму, на которой написано «Борись за свою мечту». Может это смешно, но я поняла, с какими «установками» растут девочки, когда, сидя на коленях у парней, они рассуждают на тему «как важно удачно выйти замуж». Конечно, это важно! Но тут же вспоминается выступление Мишель Обамы и ее фраза, что никакой парень не может заменить тебе право на обучение и знания.
В этом году мы сделали две школы – отдельно для девочек и для мальчиков. Благодаря этому дети раскрылись совершенно по-другому. В США делают студенческие сестринства и братства – и понятно почему. Когда мы находимся на одной территории и рядом нет объекта, которым мы оба интересуемся и за него конкурируем, то у нас больше внимания друг к другу, мы готовы поддержать, помочь, подсказать что-то. Я увидела это в школе этим летом, ведь ни девочки, ни мальчики не конкурировали друг с другом. Опыт разделения по полу оказался настолько удачным, что мы собираемся его продолжать, более того, и менторов будем подбирать соответственно.
О школе
Мы работаем с общеобразовательными школами, и там я вижу учителей в постоянном «забеге». Кто-то из них еще до сих пор в «кринолинах» и с прической «родина-мать», но многие стараются развиваться и идти в ногу со временем, чтобы быть интересными детям. Когда у меня появятся дети и придет время идти в первый класс, я буду искать учителя, близкого по духу для меня и моего ребенка. Так делала моя мама, и так буду делать я. С учителями происходит то же, что и на работе – ты проводишь много времени с людьми, которые не являются тебе родственниками или близкими. Поэтому роль учителя в жизни ребенка огромна. Скоро мы придем к переосмыслению роли учителя – он должен научить мыслить, поддавать сомнению, критиковать. Мне очень хочется, чтобы наши дети не воспринимали все за «чистую монету» даже в позиции учителя, не боялись сказать о своих сомнениях. Новая концепция МОН «Новая Школа» вселяет надежду, что реформы возможны и главное, чтобы они реализовались.
О творчестве
Кажется, Пикассо говорил: «Нам всем дарили в детстве наборы карандашей, мы все рисовали. Но в какой-то момент мы перестаем рисовать». Этот период есть в жизни каждого ребенка. Почему это происходит? Почему только единицы продолжают творить и не сомневаться? Может быть это связано с постоянной оценкой, что «хорошо», а что «плохо». Это же касается и проектной, командной работы в школе, что потом имеет отголоски в навыках активной жизненной позиции и предпринимательства. У нас мало по-настоящему интересных командных заданий для подростков, где бы они могли творить, быть мотивированными и не конкурировать.
Мы показываем детям примеры успешных бизнес-моделей, приглашая современных активных людей, но дети в этом возрасте не совсем хотят думать о бизнесе. Почти все наши студенты делают социальные проекты (выставки, сборы денег) — несколько мальчиков задумались об общественных больших проектах, например, пересесть с транспорта на велосипеды в городе. Буквально два парня из 100 детей (по 50 мальчиков и девочек) говорили о своем будущем бизнесе. Это показатель entrepreneurial skills, которые начинают проявляться, когда человеку 20-25 лет, и он пробует запустить бизнес. Пока у нас с этим большая проблема даже среди подростков.
О ярлыках
В мире нет стандартов красоты: для кого-то я буду очень красивой, а для кого-то – заурядной девушкой. Я долго занималась бальными танцами и часто сталкивалась с таким подходом. Я подходила под танцевальные стандарты в юности, хотя всегда была высокой девочкой, что тоже иногда мешало, но были и другие дети, на которых навешивали ярлыки и о которых говорили: «Руки худые, как у курицы. Большие уши, выпирающие ребра». Многие выросли с этими воспоминаниями, и, наверное, не каждый справился с комплексами, заложенными в детстве.
Мне всегда очень грустно, когда я слышу, что дети говорят такие вещи. Я стараюсь в мягкой форме пресечь это и, побеседовав, объяснить, что так поступать нельзя . Ведь вы никогда не знаете, как вас видят другие люди. Конечно, для родителей мы самые красивые, самые лучшие и умные, но общество пытается тебя судить и отнести в какую-то нишу, навесить ярлыки. Мне всегда импонировал совет моего папы, который говорил: «Отвечай за себя. Не нужно дожидаться похвалы, внутренний камертон скажет тебе, поступила ли ты правильно». У нас с мамой даже была игра в детстве: перед сном она спрашивала меня, что я за день сделала хорошего и что бы хотела сделать по-другому – и я перечисляла. Это меня научило рефлексии, анализировать себя и знать, что мир может быть совсем не таким, каким кажется.
О немецком воспитании
Впервые я попала в Германию в четыре года. Моя мама училась в Питере и там познакомилась с двумя студентками-немками из ФРГ, и в конце 80-х она смогла как гость посетить Германию. Мама прилетела в восточный Берлин, это были времена, когда еще пешком переходили границу между ГДР и ФРГ – так давно это было… И с тех пор она дружит с этими людьми, крестила их детей, а меня они считают своим третьим ребенком и всегда в шутку всем это озвучивают. Когда мне было 9-10 лет, а у маминой подруги Петры уже появились дети — я ходила с ними в садик, приезжая в Германию. С их сыном я научилась делать бусы из макарон для мамы, а Петра надевала их на торжественные мероприятия и гордилась. Этому поразительному уважению к предмету, сделанному ребенком для родителя, нам в нашей стране еще нужно учиться.
Как-то я попала на урок физкультуры в немецкой школе, помню, как тренер рассказывал, как надо ставить ножку на носок, когда бежишь, чтобы ноги не так уставали от бега, и почему важно научиться лазить по канату – вдруг пожар, и это понадобится. Каждому действию был аргумент и пояснение. Ведь нам такого никогда не рассказывали в школе, были только нормативы, которые нужно было сдать. Хотя я занималась бальными танцами, а это нелегкий труд, и являюсь кандидатом в мастера спорта, я никогда не любила уроки физкультуры в школе. А не любишь ты чаще всего то, чего не понимаешь. Немецкое общество гораздо прагматичнее, и это отлично отражается в воспитании детей, с которыми много говорят, играют, договариваются, заставляют мыслить и анализировать.
О девочках
Девочки меньше пробуют, они меньше заточены под сегодняшний экстремальный мир с переменами каждый день. И это очень грустно, потому что хорошо танцевать, вышивать, декламировать… это приемлемо для моего поколения. Но дети, родившиеся в 2000 году, уже не могут этим ограничиваться. Девочку можно определить на танцы, но покажите ей еще что-то – мир, в котором нет женских или мужских видов спорта, дайте ей выбор. Может, она выберет фехтование, хоккей на траве или пневматическую стрельбу. Я даже не говорю о химии, программировании или науке в целом, где показатель участия женщин невероятно низок, хотя уровень запроса на женщин в науке очень велик, но опять-таки не в нашей стране. На Falling Walls Venture Kyiv (ред. – конкурс молодых ученых, национальный этап которого в Украине проводит Фонд Кличко) подалась всего одна девушка.
Когда говорят, что за женщин не голосуют на выборах – причины очевидны. У нас считают, что женщина не мыслит глобально, не умеет управлять и не может быть политиком. Как результат, партийные списки в органы управления у нас состоят только из мужчин. Последние исследования в Украине, наоборот, показывают, что граждане хотели бы видеть больше женщин в политике, так как они более отзывчивы к обычным проблемам и умеют слушать. Практически все участницы нашей школы участвуют в школьном самоуправлении, но на мой вопрос о том, почему они туда пошли, треть девочек сказали, что им нравился там мальчик и они хотели быть к нему ближе. Стоит задуматься о политической вовлеченности девочек еще в старших классах школы и поддерживать ее на протяжении 5-10 лет — вот тогда у нас будет баланс в политике и будет из кого выбирать, не только благодаря 30% квотам.
Общество развивается однобоко, потому что у девочек мало выбора в личностной и профессиональной среде. Я не противница брака, но в то же время считаю, что женщина вне брака также может быть счастливой. Каждый выбирает сам. Исходя из традиций, женщины должны быть замужем, иметь партнера. Но когда я смотрю на 14-16-летних девочек, мне очень грустно, что им сужают мир до цели «мужчина равняется твоему успеху».
О мальчиках
Если у девочек мы наблюдаем тотальное обожествление мужского пола, то парни очень неуважительно относятся к девочкам, как к объекту, который должен радовать во всех отношениях. Это снимает вопросы, почему женщины часто жалуются на украинских мужчин, которые их не любят, не ценят, не замечают, не уважают. Пример любящего и внимательного папы, как и мамы — самое главное. В отличие от девочек, слившихся в единый коллектив и став в нашем проекте «одной большой девочкой», мальчики – индивидуалисты, каждый из которых старался показать, что он лучше. У нас даже были конфликты с мальчиками, которым мы не позволили стать единоличными лидерами, потому что наша цель была формировать команду и работать в коллективе.
О том, что делать
Нужно учить детей действовать и учиться в действии, нужно пытаться показать другие реалии, возможности, чем у них есть в семье. Мы часто слышим, что лучшая работа для женщины – это семья. Есть шутка: какая самая трудная и неоплачиваемая работа в мире? Это работа над собой. Работа в семье – примерно о том же. Никто не видит, сколько ты мыла, убирала, гладила и готовила, эта работа иногда угнетает больше, чем вставать на смену в 5 утра. Думаю, нужно делать совместные курсы для детей и родителей, говорить с ними современным языком, проговаривать чувство вины, чувство совместной радости и благодарности, например.
Родители наших студентов часто говорят: «Что вы нам можете рассказать, у вас у всех же детей еще нет!» Я всегда отвечаю, что со стороны человек может увидеть такие вещи в ребенке, которые не увидит мама. Некоторые забирали детей из нашей школы досрочно, поскольку были такие, кто просто выиграл наш конкурс, потому что это престижно, но участвовать в занятиях не хотел. Многие родители все еще считают, что ребенка воспитают в школе, и сами они не должны ничего делать, а школа возлагает контроль на родителей — и в итоге дети протестуют и против тех, и против других.
Школа должна поддерживать, быть центром интеллектуальной и спортивной жизни. Школа должна стать более практичной и направленной на потребности современных детей, которые уже скоро будут измерять свой DQ – digital intelligence, ведь в 2017 году будет первое поколение детей, которые родились в 2004 и живут с момента создания Facebook. Нас ждут большие перемены, особенно когда больше женщин придет в экономику и бизнес. Девочки будут работать со школьной скамьи, и не важно, какие это будут проекты — выставки или выборы в ученическое самоуправление. Больше реализации для женщин – больше успеха для страны.
Беседовала Галина Ковальчук. Фото: Фонд Кличко, Сергей Нужненко