Креатив. Эмпатия. Ответственность: Как воспитать лидерство в подростках

Опыт директора Klitschko Foundation Алины Носенко

Уже 8 лет в июле проходит бесплатный образовательный проект для подростков со всей Украины, где они учатся навыкам ХХІ века и планируют собственные проекты, чтобы быть лидерами в своих городах и селах. Директор Klitschko Foundation Алина Носенко рассказывает, почему решили проводить проект отдельно для девочек и для мальчиков, что их отличает, а что объединяет и стоит ли различать женское и мужское лидерство?

Почему мы делим

Идея проводить «Школу успеха» отдельно для девочек и мальчиков появилась в 2015 году, когда мы активно реформировали проект и понимали, что хотим быть менее развлекательной, но более образовательной программой. К такому решению нас подтолкнул случай, когда в последнюю ночь перед отъездом домой выяснилось, что двух девушек не оказалось в своих комнатах. Мы всем взрослым составом начали искать участниц. Оказалось, что они прятались в шкафу в комнате мальчиков.

Для нас главной целью проекта является передача знаний, а присутствие на одной локации девушек и парней очень отвлекает от учебного процесса в силу взросления и интереса к противоположным полам. Поэтому было принято решение, что на 10 дней будем объединять участников по гендерному принципу.

В этом году мы провели уже третью школу по гендерному принципу. За время эксперимента получили положительные отзывы от участников. Они чувствуют себя намного спокойнее, комфортнее, проще. Например, во время лекций про сексуальное воспитание. В присутствии противоположного пола не каждый тинейджер решился бы озвучить возникшие вопросы, скорее, искал бы какого-то персонального разговора со спикером или ментором. Но находясь среди «своих», подобных проблем не возникает. С другой стороны, разделение совершенно не мешает мальчикам и девочкам знакомиться. Еще до проекта они находят друг друга в списке победителей и налаживают связи в соцсетях и через чаты.

Одно образование для всех

Образовательные программы практически ничем не отличаются по своему наполнению. Мы движемся в разрезе навыков для XXI века и программы ЮНЕСКО. Я бы сказала, что в программе отличаются акценты. Но в целом все знания, именно практические навыки, у них одинаковые.

Девушек мы стараемся вдохновить на разные профессии, на более широкий взгляд на мир. У нас в стране преобладает желание родителей и общества ограничить девушек в выборе свободы для себя. Они должны быть гуманитариями, с какого-то определенного возраста заниматься семьей, рожать детей, гладить рубашки и варить борщи. Мы стараемся в программе для девушек акцентировать внимание на том, что если у тебя есть мечта стать ко-пилотом Илону Маску – пожалуйста, хочешь издавать книги – пожалуйста. Все эти процессы или их мечты мы всегда стараемся подкреплять знаниями, практическими навыками и тем, что нет ничего невозможного.

Для парней у нас больше физической нагрузки, потому что они более активные – им необходим выброс эмоций, энергии. Много вещей, и даже в спортивных упражнениях, делаем на стратегическое мышление и на установку кооперативных решений. Мы замечаем, что парни чаще конкурируют друг с другом, реже хотят отдавать роль лидера, пытаются что-то доказывать. Для нас они равносильные лидеры, каждый в своем регионе, но которые в будущем встретятся на большой украинской платформе и их объединит общая идея.

Лидерство — вне гендера

Мы в жизни привыкли все делить на мужское-женское, розовое-голубое, это женская машина, это мужская машина. Но я бы не сказала, что у лидерства есть гендер. Для меня лидер – это человек, который имеет определенный набор ценностей, навыков, визионерское мышление.

Лидерство среди детей проявляется с инициативой. Конечно, подросткам она дается непросто, мы видим только зачаточные процессы, которые нужно направлять и масштабировать. Родители в воспитании парней делают уклон на более прикладные вещи – бизнес, наука, программирование, стартапы, а девушек отдают в творческие секции – на танцы, пение, спорт, поэтому девушки себя очень редко видят предпринимателями, и мы пытаемся исправить этот «перекос». Поэтому мы делаем акцент на эмоциональный интеллект, в частности на понимание себя, своих эмоций и эмоций других. Когда ты можешь проанализировать свои эмоции, ты можешь их четко увидеть у другого человека и подсказать ему, помочь, поддержать.

Мы учим быть командным лидером, и для многих одним из самых сложных заданий является сформировать команду, ее удержать и вместе с ней получить результат, уметь делегировать, брать на себя ответственность за задачи, быть креативным, не бояться создавать.

С чего начинать путь к лидерству:

  • Не быть ленивым.
  • Выходить из зоны комфорта.
  • Делать свою жизнь интересной уже сейчас.
  • Изучать языки. Считаю, что английский уже не является картбланшем успеха и лидерства. Сейчас, мне кажется, и Азия, и Южная Америка занимают настолько сильные позиции в рейтинге, что можно смотреть туда и изучать те языки, которые приблизят тебя к лидерам этих стран, что бы получить их опыт.
  • Развивать навык нетворкинга. Не ждать, что к тебе подойдут. Этот навык для меня был самым основополагающим, когда я переехала жить в Германию. Когда учишься презентовать себя – у тебя появляются друзья, связи. У тебя есть возможность с кем-то выпить кофе и обсудить житейские вещи.
  • Всегда быть тем человеком, который проявляет эмпатию. Как говорят англичане, «встать в туфли другого человека», то есть стараться встать на место этого человека, почувствовать, что этот человек сейчас делает, зачем, какие эмоции переживает.
  • Подросткам я бы посоветовала понимать, что их бренд лидерства строится поступательно и каждый шаг является основополагающим для будущего большого лидерства. Это касается и «гигиены» в соцсетях, о том, что вы говорите, что вы пишите. Каждый раз, когда что-то постите, думайте, где все сохраняется. Всегда думайте о том, как это могут использовать в своих интересах, когда вы станете известным человеком. Сегодняшний мир как никогда связан с Big brother is watching you, но ты никогда не знаешь, кто же он.
  • Конечно, продолжать учиться. Жизнь настолько быстрая, что мы никогда не знаем, насколько получится свой диплом университета применить на работе, опыт первой работы применить на второй.

Лидеры могут быть очень разными. Есть глобального уровня, есть национального, локального. Можно быть лидером в своем классе и даже за партой. Если ребенок хочет стать лидером – можно этому всегда научиться в развитии своих знаний, навыков. Но если ты не лидер – тогда ты хороший командный игрок. Стоит найти того лидера, с которым тебе уютно и по душе идти вместе в разных проектах.

— Читайте также: Гарантія радості: 7 надзвичайних книжок для дітей

Мы в Facebook