Последовательная сознательность: Этап «Энергосбережение»

Антон Жук: "Не стоит сидеть, заперевшись в квартире, - нужно выйти во двор и создать уют и там"

Продолжая тему устойчивого развития, мы решили осветить такой ее аспект, как энергосбережение и ответственное потребление нефтепродуктов, использование которых, как известно, не на пользу окружающей среде и здоровью людей. Об этом мы поговорили с основателем ГО «Краще місто» (г. Запорожье), бизнесменом и отцом маленького сына Антоном Жуком.

Когда и по какой причине у вас сформировался устойчивый подход к жизни?

Для меня устойчивый подход, в какой-то мере, обеспечивает комфорт, экономию, практичность. Но можно быть экономным и в то же время вредить своему здоровью или наносить вред природе, а можно быть ответственным – меньше потреблять, меньше загрязнять, разумно тратить ресурсы и деньги. Например, если говорить об электромобиле, то он не только экономит средства, но и не загрязняет окружающую среду, в отличие от обычного авто.

То есть электрокар выгоден экономически?

Он очень выгоден экономически. Мы с женой решили его купить, когда она была на последних месяцах беременности, так как пришли ко мнению, что нам нужен второй автомобиль. И тут нам на глаза попалась статья про электрокары. Мы решили взглянуть на них вживую. Посмотрели один, второй, они нам понравились. А потом мы прикинули, сколько тратим средств на бензин в месяц. Вышло $110. Просто мы живем на окраине города, а работаем в центре, поэтому ездим много. И получилось, что если мы будем пользоваться электрокаром, то такой же пробег нам будет обходиться в $10. Кроме экономической составляющей, есть еще и экологический фактор – именно это нас и мотивировало на покупку. Конечно, у нас в городе есть разные предприятия, которые не демонстрируют устойчивых подходов, и на их фоне автомобили с двигателями внутреннего сгорания не создают критической массы загрязнений, но все же внести свою экологическую лепту смысл есть.

Насколько электрокар комфортен?

Когда я начал пользоваться электромобилем, то отметил, что мне в нем очень комфортно. У него есть система климат-контроля, он бесшумный. Так что этот фактор тоже стал приятным бонусом.

Как вы считаете, быстро ли отобъется его стоимость?

В моем случае экономия составила $100 ежемесячно. Если я продолжу ездить столько же, сколько ездил раньше на обычной машине, то за год я потрачу на него минимум $1200, а это значит, что его стоимость отобьется через 10 лет, грубо говоря. Но опять же, это экономия в том случае, если вы ездите по городу, а не по стране, и у вас есть еще одна машина, позволяющая ехать куда угодно, хоть за границу. Ведь инфраструктура для электрокаров у нас в Украине еще не сильно развита. Хотя у моего друга, который также является владельцем электромобиля, — это единственная машина. Он живет в многоэтажном доме, а не в частном, то есть заряжать авто ему приходится на станциях подзарядки. Однако он ездит, и все в порядке. Он даже ездил на море, которое от Запорожья находится в 200 км. В результате на дорогу он потратил на 1,5 часа больше, чем она у него занимала на бензиновой машине.

Где вы заряжаете свой электрокар?

Я живу в частном доме, у меня есть гараж. Вот в гараже я и подключаю авто к розетке. Для базовой зарядки он требует мощности 2,5 кВт, — условно, это  чуть мощнее электрочайника. При таких мощностях полностью машина заряжается за 9 часов. Также у меня есть зарядка мощностью 6,6 кВт, которая полностью заряжает за 3 часа. На одной зарядке я могу проехать 115 км. Если ездить с выключенным климат-контролем, то можно проехать и до 150 км. Также есть зарядные станции в городе – возле супермаркетов сети «Сильпо», есть на некоторых автозаправках. Но в городе я не заряжал авто еще ни разу. Один раз подзаряжал в Одессе, когда ездил туда забирать электрокар, доставленный из США.

А в Украине почему не купили?

В США дешевле. Мы покупали авто на сайте, потом сами растаможивали. Конечно, не без головной боли. Но все равно так выгоднее. А еще те люди, которые продают электрокары в Украине, частенько нацелены на получение прибыли любыми путями. Поэтому любой б/у электрокар, который здесь продается, не факт, что имеет правдивые показания одометра. Это электроника, и изменить показания одометра очень легко. Я не уверен, что украинские продавцы чего-то там не подкрутили. У меня есть некоторые опасения, потому что я знаю факты, когда показания в 80 тыс. миль превращались в 42 тыс. миль. Дело в том, что пробег влияет на работу батареи. В США в этом плане все надежнее, там за подобные действия по изменению показаний одометра можно понести уголовную ответственность. Ну, и еще в минусы можно записать то, что я не мог увидеть машину вживую.

Внедряете ли вы принципы устойчивого развития в свой бизнес и в свою жизнь?

Конечно, потому что я понимаю, что, предположим, электроэнергия не берется из ниоткуда. И чтобы ее выработать, производятся различные действия, вредящие экосистеме. И, вообще, зачем использовать 60-ваттную лампочку, когда можно использовать лампу мощностью в 6 Ватт и получать то же количество света? Более того, светодиодные лампы исключают мерцание, вредное для зрения. Поэтому в устойчивом подходе я вижу только плюсы. Да, это требует инвестиций, потому как нужны средства, чтобы заменить все лампочки в доме или перейти на пользование энергосберегающей бытовой техникой и электроникой. Дома, например, мы проводили замену постепенно, в течение полугода. С теми тарифами, которые сейчас установили, светодиодные лампочки окупятся за год, при условии, что они горят каждый день и по нескольку часов, например, в коридоре, на кухне или в офисных помещениях.

Мой бизнес связан с предоставлением услуг, мы занимаемся разработкой программного обеспечения, а это значит, что мы потребляем много электроэнергии. Когда мы переехали в новый офис, то первое, что мы сделали, поменяли лампочки накаливания на светодиодные. На это было потрачено около 6 тыс. грн. Это и комфорт, и экология, и экономия, потому что они светят приятнее, не мерцают, мало потребляют. Также у наших сотрудников ноутбуки, а не огромные компьютеры, потребляющие в 4 раза больше, чем ноутбуки.

Почему вы решили создать ГО «Краще місто»?

Мы делали один общегородской проект при грантовой поддержке, а вообще занимаемся локальными проектами в тех районах, в которых живем: приводим в порядок детские игровые площадки, помогаем детским садам, принимаем участие в эко-акциях, например, в рамках фестиваля «Чистофест».

Вообще, наша основная идея состоит в расширении зоны комфорта. Потому что люди часто закрываются в квартирах. Там уют, порядок и чистота, но стоит выйти в подъезд, и вы увидите грязные стены. Мы же хотим изменить обстановку вокруг себя в целом, во всех тех местах, где мы бываем. Мы не можем, закрывшись в четырех стенах, проводить время. Поэтому в фокусе – ремонт подъездов, порядок во дворе, на площадках, где играют наши дети. Просто есть желание сделать и там лучше.

Беседовала Ира Керст. Фото из личного архива Антона Жука

— Читайте также: Ирина Юрченко: «В роддоме у меня было время, чтобы подумать о жизни, и захотелось сделать что-нибудь полезное для других»

Мы в Facebook