Создавая альтернативу: Истории о том, как родители искали школу для детей, а нашли новую работу

Кто меняет систему образования в Украине

26.04.2018

Воспитать в ребенке управленца, научить его эффективной коммуникации и пониманию своих сильных и слабых сторон, ‒ такие задачи ставят перед собой основатели альтернативных украинских школ. Подобных заведений в Украине с каждым годом становится все больше. Инициаторами их создания чаще всего становятся родители, недовольные существующей системой образования. Мы поговорили с основателями трех школ нового формата о том, чем альтернативное образование качественно отличается от «традиционного», и как полученные навыки смогут повлиять на следующее поколение.

Елена Ткачева

основательница школы нового формата Sapiens

Зачем: Моему младшему сыну Мише пять с половиной лет. В этом году ему уже нужно идти в школу. У меня была идея отдать его в лицей, где учатся старшие дети – Егор и Варя, но потом я спросила себя: все ли подходит ему в этом лицее? Не все. А когда я начала искать другие варианты, то поняла, что на 100% мне не подходит ни одна школа. Поэтому я пошла от обратного и решила создавать свое. Я считаю, что желание учиться – это природный инстинкт человека. Главное – поддерживать его и делать все, чтобы ребенок услышал себя, понял свои сильные и слабые стороны и научился с ними жить.

Как: Вплотную за эту идею я взялась в ноябре прошлого года. Я много общалась с основателями школ и преподавателями, создала закрытую группу, где общаюсь с заинтересованными родителями. Я ищу единомышленников, поскольку родители, школа и ребенок – это единый организм, который будет участвовать в образовательном процессе. Открывать планирую уже в сентябре этого года, для начала только для детей от 6 до 10 лет. Старшая школа – в дальнейших планах. Сейчас я понимаю, что из тех, кто попросился в группу, будут сформированы два первых класса. Еще будет два смешанных, где будут дети возраста второго, третьего и четвертого классов. Но подобное деление очень условное: в них будут дети, которые уже умеют читать и считать, разница будет только в нагрузке. Занятия буду проходить в четырех мини-группах по 10 человек. За каждой будут закреплены свои педагог и тьютор. Причем тьютор здесь не в роли нянечки или помощника, как у нас принято понимать, а в роли чуткого к запросу ребенка человека, который способен мотивировать и поддерживать.

Что в программе: Разрабатывая программу, я обращалась к основательнице «Спільношколи» Анастасии Кислинской. Ее ценности очень близки мне: направленность на ребенка, ненасильственная коммуникация, ‒ все это я буду делать в своей школе. Для каждого ученика мы вместе с родителями, психологом, тьютором и собственно ребенком выстраиваем маршрут на ближайшие полгода. В конце этого маршрута должны быть не оценки, а некие положительные изменения. Важно не только услышать ожидания родителя, но и уловить интересы ребенка, понять, готов ли он сидеть и писать прописи, или хочет большей динамичности. Если говорить об обязательной программе начальной школы, то мы ее полностью покрываем. Мы будем отрабатывать навыки в форме игр, практических занятий или групповой работы над проектами.

Еще у нас будут порядка 20 курсов на выбор: языки, творчество, хореография, музыкальные инструменты, видеопродакшн, графический дизайн, ‒ все, чем сейчас интересуются дети. Эти курсы входят в программу и не оплачиваются отдельно, поэтому, скорее всего, родители будут настаивать, чтобы ребенок попробовал все. Но нам важно, чтобы ребенок не был перегружен, чтобы у него было время на общение и прогулки. Наша задача – создать среду, в которой ребенку будет интересно, а не прививать ему этот интерес искусственно.

Как будут оцениваться результаты: Понять, какими наши ученики станут в будущем, невозможно, но уже сейчас мы сможем следить за их навыками работы в команде и способностями отвечать за свои решения. У каждого ребенка будет свое портфолио. Раз в полгода мы будем сверять его с тем уровнем, который мы изначально для него планировали. Зависеть он будет от того, как ребенок проявляет себя в конфликтных ситуациях, может ли он делать выводы и мыслить логически. Критериев множество и все они будут прописываться отдельно с каждым учеником. В зависимости от результатов, мы сможем строить планы на следующие полгода, принимая во внимание характер и темперамент ребенка, а также его заинтересованность какой-то тематикой.

— Читайте также: WoMo-портрет: Елена Ткачева

Марина Романенко

управляющая партнерка сети «Первая детская академия»

Зачем: Идея создать свою школу пришла с пониманием того, что мне некуда отдать младшую дочь Машу. Мне не нравились преподаватели. Мне не нравились надерганные из интернета программы. Когда я спрашивала о планах уроков, на меня либо смотрели как на сумасшедшую, либо отвечали, что педагоги – люди творческие. Ни о каких гарантиях речи не шло. Меня, как человека, который мыслит системно, это не устраивало. Я люблю, когда все четко продумано и спрогнозировано, поэтому вместе с командой мы создали систему, из которой становится понятно, как дать ребенку все необходимое.

Как: Мы не ориентировались ни на какие другие программы, поскольку одни уже давно устарели, а другие, несмотря на популярность, приносят больше вреда чем пользы. Я ориентировалась на нескольких ведущих мировых ученых. В частности, на Льва Выготского, круче которого еще, наверное, никто не определил, что такое мышление и речь. Кроме того, я перечитала огромное количество разных трудов по психологии. Хорошо, если специалист прочитал в своей области хотя бы 200 работ. У меня их больше тысячи. И, собственно, у меня есть знания, наработанные за годы моей практики со взрослыми, которые приходили разбираться с детскими проблемами.

Что в программе: Так появился список из 240 свойственных ребенку качеств, черт характера и мыслительных стратегий, которые можно отслеживать практически на каждом занятии. Сейчас все, кому не лень, говорят о навыках. Но, чтобы выработать их, нужно создавать для ребенка необходимые условия. Сначала он должен понять, как навыки проявляются, а потом закреплять их и оттачивать. Мы обучаем педагогов правильному изложению программы, поскольку двухлетнему, трехлетнему или пятилетнему ребенку одни и те же вещи подаются по-разному.

Как будут оцениваться результаты: Нам важно, чтобы дети наработали коммуникативные навыки. Необходимо учить ребенка говорить полными предложениями, не бояться высказывать свое мнение и понимать, что его точка зрения может отличаться от других детей, и это нормально. Подобных коммуникативных навыков можно насчитать порядка 60 и, если ребенок овладеет ими, можно будет сказать, что он научился эффективно общаться.

— Читайте также: Правила жизни с подростком от психолога Марины Романенко

Богдан Александрук

основатель образовательной платформы ThinkGlobal

Зачем: Мені вдалось помітити три основні причини, з яких батьки створюють власні школи. Перша – задовольнити індивідуальні потреби власної дитини в освіті. Своя школа дає відчуття достатньої свободи й гнучкості, щоб створити освітній процес саме таким, яким ви його собі уявляєте. Друга причина – самоактуалізація. Деяким людям важливо займатись речами, в яких присутня місійна складова. Вони вбачають в ній значно ширші сенси, ніж суто створення добробуту для себе і своєї родини. До речі, саме таким людям ми надаємо перевагу як партнерам при створенні нових шкіл. І, нарешті, третя причина полягає в тому, що створення власної школи часто стає органічним продовженням власного позашкільного освітнього бізнесу: садочка, центру дитячого розвитку тощо.

Як жартують мої колеги, я шукав школу для свого сина, а знайшов ще й роботу. Коли я шукав школу, я зіткнувся із вакуумом стратегічних сенсів школи. Як виглядає вакуум сенсів? Наприклад, якщо дитина запитає вчителя: «Для чого, власне, мені вивчати саме те, що ви пропонуєте?», наскільки якісну відповідь вона отримає? Якщо ви запитаєте представника школи, для чого вона створена, то, скоріш за все, почуєте про поточний фізичний чи психологічний добробут дитини, але не отримаєте якісну відповідь про портрет майбутнього випускника і його подальшу життєву самореалізацію.

Как: Звісно, короткострокова логіка прийнятна для дошкільного навчального закладу, але, на мій погляд, школа має працювати на довгострокові перспективи. Тож я лишив сферу IT бізнесу, і за півтора місяці перша експериментальна навчальна група ThinkGlobal провела свій перший день навчання. Наступного року ми відкрили вже сім шкіл. А цьогоріч наші школи розпочнуть свою роботу в багатьох містах України.

Что в программе: Найперші версії навчальних програм я писав власноруч. Звісно, мені дещо бракувало відповідного досвіду, однак я прагнув відобразити в програмах ті важливі результати, яких діти мають досягти для реалізації довгострокової мети школи. Одним із важливих принципів школи є перехід від освіти, орієнтованої на мислення виконавця, до освіти, орієнтованої на мислення управлінця, засновника чи творця. Мету і принципи ми виклали у концепції школи, котра разом із програмою еволюціонує щороку. Сьогодні за розвиток навчальної програми відповідає академічна команда, до складу якої входять як вчителі-практики, так і зовнішні фахівці чи навіть окремі організації. 

Как будут оцениваться результаты: Діти, які розпочнуть навчання в школі цього року закінчать своє навчання у 2030 році, тоді як розквіт професійної самореалізації для більшості з них прийдеться на 2038-2050 роки. Тож сьогодні не можна бути впевненим у чомусь, що відбудеться за 20-30 років. Але можна бути впевненим у тому, що не відбудеться. Якщо ми не матимемо власної освітньої стратегії для наших дітей, то вони стануть частиною чужих стратегій, які не часто мають на меті інтереси наших дітей. Якщо ми не запропонуємо нові освітні сенси та стратегії їх втілення, якщо ми хоча б не спробуємо, то успішна самореалізація наших дітей в глобальному світі навряд чи відбудеться.

— Читайте также: На опережение: 8 специальностей, которые будут нужны миру в 2020 году