Charity Store: Как делается «добрый» бизнес в Украине

На примере благотворительного магазина

31.08.2015

WoMo побывал в гостях у благотворительного магазина «Ласка» и поговорил с хозяйками бизнеса Анной Уваровой и Анной Грищенко о рождении проекта, планах на будущее и принципах ведения благотворительного бизнеса.

Как все начиналось

За ЛАСКАвым бизнесом стоят три очаровательные молодые девушки – Анна Уварова, Анна Грищенко и непосредственный инициатор проекта — Лена Линькова, которая вскоре снова станет мамой и сейчас принимает участие в решении стратегических вопросов, тогда как за операционную деятельность отвечают обе Ани.

Лена переехала из Санкт-Петербурга в Киев. А в городе на Неве ее подруга открыла свой благотворительный магазин под названием «Спасибо», что и вдохновило Лену открыть нечто подобное в Киеве. Задумка молодой бизнес-леди – первый украинский charity store — реализовалась 4 года назад.

Dov-2

На фото: Анна Уварова (справа) и Анна Грищенко (слева)

Долго подыскивали помещение в центре, важно было, чтобы до него было удобно добираться. Стартовыми инвестициями стали три выигранные гранта в общей сумме на 17 тыс. грн. Изначально магазин открылся на чердаке известного киевского бара Fazenda и назывался тогда «Счастье». Через некоторое время – когда заработали первые деньги и разобрались со структурой такого бизнеса — решили переехать в более удобное и просторное помещение на улицу Чапаева.

Dov-28

Две составляющие благотворительного бизнеса

Относительно так называемых charity store в Украине еще не разработано законодательство, хотя в Европе и Америке они довольно популярны. У украинской версии есть как социальная, так и бизнесовая составляющие. Магазин принимает в дар бывшие в употреблении вещи, сортирует, часть продает оффлайн, часть на интернет или через аккаунт в Instagram. Вещи в зал отбирает стилист по критериям качественности, хорошего состояния, соответствия общей стилистике магазина — некой современной винтажности.

Dov-43

Остальное передают в качестве помощи беженцам, переселенцам, детдомам и некоторым людям, которые лично обратились за помощью. Кроме того, магазин берет на реализацию вещи, сделанные украинскими дизайнерами. Из вещей, которые нельзя продать или отдать, делають ресайклинг-коврики, которые потом тоже продаются.

Кому оказывают финансовую поддержку

Часть вырученных от продажи средств идут на содержание магазина — аренду, зарплату сотрудников, текущие расходы, фонд развития. Основательницы получают определенный процент от прибыли. 41% прибыли идет на благотворительность. Есть два фонда, с которыми «Ласка» сотрудничает на регулярной основе – «Таблеточки» (помогает онкобольным детям) и Happy Paw (заботится о бездомных собаках). Кроме того, «Ласка» — основатели проекта «Дети», который занимается социальной адаптацией выпускников детдомов. Между этими тремя фондами и распределяется основная часть средств: 40% идут в «Таблеточки», 25% — для Happy Paw, остальное — в проект «Дети». Иногда магазин поддерживает одноразово какие-то проекты.

Так, например, «Ласка» сотрудничает с домом престарелых «Перемога», как раз тут и плетут коврики. Девушки помогли сделать там ремонт. Что интересно, деньги на ремонт были собраны благодаря мастер-классу «Как открыть благотворительный магазин».

Dov-42

Не просто магазин

В магазине работает бар, есть полупрофессиональная стиральная машина (местные жители приходят постирать и посушить вещи), собираются на утилизацию батарейки, проводятся лекции и мастер-классы. Что касается конкурентной среды, то похожие на «Ласку» магазины есть в Харькове и Одессе, хотя там нет бизнес-составляющей – владельцы зарабатывают деньги в своем бизнесе, а магазины открыли с благотворительной целью.

В ТРЦ Sky Mall и в одной международной компании недавно установили контейнеры по сбору вещей. Некоторые компании объявляют сбор вещей для «Ласки». Кто готов сотрудничать, тот выбирает приемлемый для себя формат. Сейчас девушки собирают деньги на открытие второго магазина – на что, по их подсчетам, им понадобится примерно 300 тыс. грн.

Dov-27

Не сайтом единым

Девушки четко идут в ногу с современными тенденциями охвата аудитории. По их словам, сайт служит визиткой, Фейсбук — официальной площадкой, на которой анонсируется благотворительная деятельность, мероприятия. Инстаграм же — неформальная площадка, где можно увидеть реальную жизнь магазина, она же служит интернет-магазином. Фейсбук и Инстаграм – топовые инструменты охвата аудитории, площадки с постоянным потоком людей. Именно там они и находят свою ЦА — осознанных людей разного возраста, которые стремятся не навредить планете.

Сейчас в коллективе работает 10 человек. Чтобы в нем работать, человек должен быть активным, добрым и заинтересованным и быть готовым принимать участие во всех процессах.

Dov-19