Чаупади: Обряд, который убивает девочек-подростков

В Непале погибла девочка, изгнанная из семьи на время месячных

Непальский обряд чаупади, практика выселения женщин на период менструации, не только признает женщин «нечистыми» на время месячных, вынуждает их каждый месяц уходить из дома и жить несколько дней в сарае, … но и убивает. В ноябре в Непале погибла 26-летняя Дамбара Упадхай, а спустя месяц, два дня назад, 15-летняя Рошани Тирува.

Традиционная практика чаупади основана на представлении о том, что во время месячных женщины становятся «запятнанными». В течение этого времени их социальный статус куда ниже, чем у домашнего животного. Им запрещено есть что-либо, кроме вареного риса и воды, а также заходить в дом и общаться с другими людьми. Особое табу накладывается на прикосновения: считается, что из-за прикосновения девушки население деревни мужского пола обязательно заболеет, а другие женщины станут такими же «нечистыми».

chaupadi

В такой период девушки живут в изгнании, в убежище, которое находится далеко как от самой деревни, так и от воды (чтобы избежать «загрязнения»). В самих укрытиях нет ни теплых вещей, ни предметов гигиены. Спят девушки и летом, и зимой на земляном полу, а единственная крыша сделана из соломы. Предположительно Рошани Тирува задохнулась от дыма, когда развела в своем убежище огонь для тепла. Отец девочки рассказал, что после ужина она легла спать, а на следующий день не ответила на звонок, после чего родители обнаружили ее тело.

Несмотря на то, что практика чаупади запрещена еще с 2005 года, индуисты продолжают следовать этому обряду. Большинство женщин Непала на расспросы иностранных волонтеров объясняют это многовековыми традициями и обычаями. Некоторые из них уже давно смирились с существующим положением вещей. Например, женщины деревни Нарси в интервью журналистке Роуз Джордж рассказывали о том, принимают ситуацию такой и даже привыкли к запрету на средства гигиены: «Мы не носим белья. А чего вы ждали? Мы — люди джунглей». Правда, некоторые делают из старых сари набедренные повязки: «Эта наша традиция. Так делали наши предки, так должны делать и мы». Но когда женщины давали интервью наедине, их тон менялся. Нандакала, жительница все той же Нарси, призналась, что ненавидит эти ритуалы: «Зимой ужасно холодно, летом — жарко. Эти запреты несправедливы. Почему боги нас наказывают? Почему наказывают именно женщин? И что, черт побери, мы можем изменить?»

woman-nepal

Чаупади влияет не только на здоровье, социальное положение женщин, но и на уровень образования. Согласно исследованию PlanIndia, проведенному в 2010 году, более 23% жительниц западного Непала и Катманду были вынуждены бросить школу из-за регулярных пропусков занятий на время менструаций. Школьные здания не оборудованы туалетами с возможностью соблюдать необходимую гигиену, к тому же, даже одноклассники и учителя могут подвергнуть девочек остракизму.

Тем не менее, многие девушки открыто заявляют, что чаупади — унизительный обычай. В интервью Роуз Джордж школьницы в деревне Татопани рассказали ей, что знают — в развитых странах подобных обычаев нет: «В этом нет смысла. Женщины во время родов теряют намного больше крови, но остаются в этот момент в доме. Далее, богини ведь тоже женщины, не так ли? Значит, и у них идет кровь, но никто не выставляет их из храма. Так почему же выгоняют нас?». Но они сами же и озвучивают ответ: «Это все из-за недостаточного уровня образования. Люди верят, что раз это такой старый обычай, значит он обладает определенной силой. Мы мечтаем уехать из этого места. Никогда не становиться домохозяйками! Мы хотим получить образование и свободу. Возможно, получив знания, мы сможем обучать людей и изменить ситуацию».

По материалам: jezebel.com,theguardian.com, myrepublica.com

— Читайте также: Не хочу быть девочкой: «Побочные эффекты» патриархального строя

Комментарии

Мы в Facebook