Давид Браун: «Независимому предпринимателю не навешаешь гречку и лозунги — им невозможно манипулировать»

О бизнес-концепции "три "Ж", волонтерстве и проактивности

«Вы узнаете истории и идеи, которые сможете потом применить к своему бизнесу. Я не буду рассказывать, какой я хороший парень, хотя как предприниматель я состоялся, но я считаю, что мне просто повезло. У меня в жизни было много кризисов, которые случались в бизнесе. Всего я насчитал одиннадцать. Я выбрал три наиболее сильных, которые могли привести бизнес к банкротству, но не привели, потому что вмешался случай», — своими стратегиями, факапами и ценностями поделился предприниматель, основатель компании TemplateMonster и волонтерской платформы «Народный проект» Давид Браун в рамках конференции Business Wisdom Summit.

Кризис. Начало

Я — парень из Николаева, был 22-летним студентом и в то время опрометчиво думал, что у меня очень хороший английский. Я шел по улице в центре города и увидел американца. Подошел к нему познакомиться, спросил, почему он сюда приехал. Он сказал, что по вопросам бизнеса, мол, в Украине много талантов, можно нанять людей на аутсорсинг, и что его знакомый на этом прилично заработал. А я вообще не знал, что такое аутсорсинг. Но сказал ему, что он попал к нужному человеку, что я буду находить таланты и мозги, что я знаю все технологии, словом, если ему нужен директор, то это я! Через два дня он мне сообщил, что нашел первый заказ. Я спросил, сколько нам заплатят, а в то время я работал в интернет-кафе и моя зарплата составляла 30 долларов, он говорит 70 тысяч долларов. Я говорю, берем! Учтите — квартира в Николаеве тогда стоила 1,5 тысячи долларов.

Он подписал контракт. Оказалось, что заказчик — одно из подразделений General Electric, и им нужен был сайт. А в то время не было никаких движков, интернет-магазинов, готовых системных решений и так далее. Я думаю, что с этим делать?! Начал бегать по Николаеву по всем знакомым компьютерщикам, но никто не понимал, что там вообще нужно, что это за системы и как с ними работать. Американец на меня давит, мол, ты же обещал! Я до Киева дошел: правдами, неправдами, но мы за год сделали этот проект. 70 тысяч долларов оказались не такими уж и большими деньгами, потому что потратили мы 65 тысяч. Но мы стали IT-интеграторами и стали позиционировать себя как студию веб-дизайна. И после этого к нам чудом стали приходить другие клиенты, которые говорили: «Ого! General Electric! 70 тысяч! У нас 70-ти тысяч нет, а вы можете что-то за 10 тысяч сделать?». В общем, делали мы сайты стоимостью и по 10, и по 15, и по 20 тысяч. И стал я уважаемым человеком по николаевским меркам.

Кризис. Средина

Но потом нам это надоело, потому что было очень сложно работать с партнерами из-за океана, постоянно ночами не спать, висеть на телефоне. И мы подумали, что надо делать какой-то массовый продукт или сделать что-то один раз, а потом просто разным заказчикам это продавать. У нашего дизайнера на тот момент уже были разные заготовочки, чтобы работа шла быстрее. В общем, мы поручили сотрудникам сделать 30 шаблонов-заготовок, поставили разные цены на них, создали интернет-магазин, назвали его, подписали договор с Visa Mastercard, чтоб расчеты проводить и легли спать. Прихожу я утром и вижу на счету 70 тысяч долларов, и это за один день. Американец говорит: «Все, я покупаю себе яхту!» Я говорю: «Давай еще день подождем, вдруг там еще больше будет, а ты не тот размер яхты выберешь!» А на следующий день все счета были арестованы, потому что проведенные оплаты с карт не были подтверждены их держателями. Это так называемый кардинг.

В общем, все — бизнес закрылся. Я начал изучать, как с этим бороться. Нагуглил и нашел самое большое в мире сообщество мошенников-кардеров, где продаются карточки, симки, IP-адреса и т.д. — CarderPlanet.org. Понятно, что основателем оказался человек из Одессы. Я к нему поехал и говорю, мол мы соседи, южане, сейчас он, кстати, народный депутат. Чтобы вам было понятно, на том сайте кардеров всегда пасутся ЦРУ, Ми-6, Моссад и наблюдают за мировым центром кардинга. Так вот одессит мне говорит: «А как я их остановлю?»Я предложил сделать ему редизайн сайта CarderPlanet.org и написать внизу: «Sponsored by TemplateMonster». Мы начали пропагандировать идею, что TemplateMonster — это свои, они тоже за свободный интернет, свободное ПО, и воровать у своих — это крысятничество. На 90% упал уровень кардинга! Конечно, нас сразу же могли арестовать, если бы мы были в Америке. Но это сработало. Да, это было рискованно, но впоследствии мы стали большой компанией, у нас работали сотни людей, были офисы в Токио, Нью-Йорке и так далее.

Кризис. Пик

И вот, мы такие респектабельные люди и уже продаем флеш-технологию. И вот приходит ко мне сотрудник, который проводил исследование рынков и говорит: Стив Джобс решил, что флеш больше не в тренде. Я отмахнулся, мол, мало ли кто что сказал. В итоге 80% продаж исчезли, а через полгода еще минус 10%. И мы были на грани банкротства. Тогда я принял решение сделать так, чтобы мы никогда не зависели ни от чего: ни от способов платежей, ни от трендов. И мы разработали 25 новых продуктов.

Правило «трех «Ж»

Вот я выделил эти три кризисные точки: когда вы только начинаете бизнес, когда вы в средине развития и когда вы уже на высоте. Нужно не бояться экспериментировать, а способность к адаптации должна быть быстрой. Кто лучше всего адаптируется? Хамелеон, который умеет перекрашиваться в любой момент! Ну и если вы уже попали в драку, то надо драться. Для многих людей это барьер, им страшно, они уходят. Мне кажется, что нельзя отпускать свой бизнес. Если вы не умеете драться, наймите тех, кто умеет.

Если бы я снова начинал бизнес, то шел бы по концепции «три «Ж». Первая «Ж» — это желание, если нет желания, то ничего и не получится. Вторая «Ж» — жажда, потому что одного желания мало, оно вялое и инертное. Другое дело, когда вас мучает жажда. И третья «Ж» — это «жопа». Потому что если у вас в жизни не случается «жопа», то вы никогда не научитесь ценить, защищать, любить и управлять.

Не бежать, а защищаться

Когда мне было 12 лет, в Абхазии было то же самое — «зеленые человечки», «мы победим!», штурм города. Мы потеряли все, машину, квартиру, деньги, пожили немного в Сочи, потом в Тбилиси — там миллионы беженцев, работы нет. И дальше скитались, где нам разрешали бесплатно пожить, туда и ехали. В Пензе я жил, в Литве, везде. И вот когда мы уже остались в Николаеве, у нас все окей, и тут в 2014 году, просто рядом — в Крыму — происходит опять то же самое!

Первая мысль, да скажу честно, была трусливая — я перевезу бизнес и семью, и уеду отсюда вообще. Я снял дом в Турции, перевез семью, чтобы за них не беспокоиться. А потом вернулся назад и думаю, что с бизнесом делать. И вообще, что я буду делать? И я решил, первое — буду защищаться.

Я давно занимался страйкболом и стрелять умею. В команде со мной занимались ребята, военные. И вот я говорю, мол, есть ли у вас оружие нормальное? Сколько вас? Они — батальон. Я не знаю сколько человек в батальоне, но я звоню своему сотруднику и говорю, что надо батальон нормально экипировать, сфотографировать, отправить в администрацию президента, чтоб там видели, как надо. Он все подсчитал и говорит, надо 150 тысяч долларов. Оказалось, что в батальоне 468 человек, а я же человек десять видел. Я дал 20 тысяч на самое необходимое, чтобы не выглядеть ослом, но понимал, что нужно собрать денег.

Я начал звонить знакомым бизнесменам и насобирал еще 30 тысяч. Но еще надо 100 тысяч. И я предложил сделать «кикстартер» для армии, чтобы люди видели в реальном времени, куда идут те деньги, которые мы собираем, сколько уже есть, сколько не хватает, договорились с банком о беспроцентной комиссии. И у нас получилось. Однако вскоре я понял, что 150 тысяч — ничто,  нужны миллионы, мы, десять энтузиастов, это не потянем. И мы сделали площадку, для того чтобы другие волонтеры могли там заявлять о своих проектах. И на текущий момент мы собрали около 250 млн грн. У нас очень тесные региональные связи, и если бойцам из любого города что-то нужно, мы можем мгновенно отреагировать и предоставить помощь.

Бизнес — это не только про деньги

Это работает, потому что основой является гражданское общество. Чтобы это сработало для трансформации государства, нужно добавить бизнес. Я считаю, что чем сильнее у нас будет средний класс, чем больше будет независимых предпринимателей, тем труднее государству будет манипулировать. Потому что когда человек работает на себя, ему не навешаешь ни гречку, ни лозунги. Потому что он понимает, что происходит реально, кормит сам себя и умеет это делать. Чем больше таких людей будет, тем лучше мы будем жить, и выиграем войну, и преодолеем любые кризисы.

Для меня важная ценность — проактивность. Я не терплю инертных людей, терпил, как их еще называют. Из-за этих терпил мы все терпилами становимся. Мы просто становимся их заложниками. И вот если в коллективе есть терпила, я его выгоняю сразу. Например, если в офисе на двери туалета поломался замок, я жду, когда сотрудник сам придет и скажет об этом. Если никто не приходит, я готов их всех уволить. Я не люблю людей, равнодушных к окружению, потому что рано или поздно окружение будет равнодушно к вам. В принципе, все люди хорошие, вряд ли тут сейчас сидит какой-то серийный убийца, но просто у нас в Украине очень серьезный кризис — кризис недоверия. И нам нужно научиться дуг другу доверять.

Фото: Эмма Солдатова

— Читайте также: Йос де Блок: «Сегодня лидеры должны концентрироваться на том, чтобы больше слушать других, а не доносить свои месседжи»

Мы в Facebook