Дебора Юден: «Когда мы исключаем какие-то группы людей из-за определенных стереотипов, мы тем самым лишаем себя возможностей»

She for She

Если говорить о географическом бизнес-поле, в котором работает бизнес-консультант, предпринимательница Дебора Юден, то оно простирается от ее родной Канады и до Восточной Азии. Будучи экспертом в области экспорта, она консультирует женщин-предпринимателей, как им выходить на новые международные рынки. 

Ключевым, по ее мнению, принципом, которым сегодня должен руководствоваться бизнес, является diversity. Почему — она рассказывает в интервью, а как его применять в своем бизнесе, чтобы выйти на новый уровень, она расскажет на нашем SHE Congress 24 ноября.

Дебора, вы много лет консультируете предпринимательниц, которые становятся экспортерами в разных странах. Почему вы стали работать именно с женщинами в бизнесе?

Наверное, начну с того, что свою деятельность я начала с работы экономистом, затем я перешла в пищевую промышленность, а после я стала активно сотрудничать с компаниями, экспортирующими свои продукты в другие страны. Мне кажется, за эти годы мне удалось сложить в голове целостную картину о том, как устроен международный бизнес и с какими сложностями женщины сталкиваются в нем. И, кроме того, как женщина, которая сама занимается бизнесом, я смогла изучить ситуацию изнутри.

И какие страны, по вашему опыту, можно назвать women-friendly и почему?

Хм, интересный вопрос. Да, уже много лет я помогаю женщинам выходить на рынки Исландии, Великобритании, ЕС, Барбадоса, некоторых регионов Азии. И, пожалуй, не ошибусь, если скажу, что те страны, в которых гендерный разрыв наименьший, можно назвать women-friendly. Конечно, больше всех в этом вопросе продвинулась Исландия, важные шаги вперед делает США. И не могу не упомянуть Канаду!

Безусловно, особенно учитывая политику вашего правительства и премьер-министра.

Да, Канада много лет шла к гендерному равенству, в частности в сфере торговли. Вообще, мне кажется, многое зависит от той сферы, в которой ты работаешь, и от подхода конкретной компании. В той же IT-сфере, если компания хочет быть на шаг впереди, быть инновационной, то она учитывает diversity-компонент.

А с какими трудностями чаще всего сталкиваются женщины, занимающиеся международной торговлей?

Думаю, ключевая проблема — размер бизнеса. Это настоящий вызов! Вам придется масштабировать свою компанию, чтобы выйти на новый уровень. Другая проблема — насколько ваш подход можно назвать инновационным (где вы берете ресурсы, в каких программах участвует). Иногда можно найти и ресурсы, и финансовую поддержку, но из-за того, что сам бизнес небольшой, женщинам не всегда удается вынырнуть из операционной рутины и увидеть эти возможности.

Мне кажется, что из-за внешнего давления и отсутствия доступа к ресурсам женщинам иногда не хватает внутренней уверенности, чтобы рискнуть и взять крупный кредит, пойти на сделку с инвестором. Как с этим бороться?

Да, этот вопрос в последнее время как никогда актуален. И это обратная сторона медали той ситуации, которую я описала выше. Иногда женщины думают, что раз у них небольшой бизнес, то на международный рынок им выходить пока еще рано. Но ведь любой человек, имеющий доступ к интернету, может найти ваш веб-сайт и приобрести там то, что ему нужно. А если вам удается продавать свою продукцию через веб-сайт в другие страны, значит вы можете выйти и на международный рынок.

Думаю, что один из методов решения проблемы — образование и развитие необходимых навыков. Я помню, как однажды услышала от одной предпринимательницы фразу: «Я сама для себя СЕО». Когда женщина понимает, что она сама руководит своим временем, она сама ответственна за свои решения, за повышение своей квалификации, она по-другому начинает смотреть на себя, и вопрос с неуверенностью в своих силах отпадает.

Еще одно решение этой проблемы заключается в менторстве. Женщинам нужны сильные вдохновляющие примеры. В Канаде у нас действуют объединения женщин-предпринимателей, которые активно помогают друг другу, делятся своими идеями. Ведь часто бывает так: если вы selfmade бизнесвуман и у вас нет еще в окружении других собственниц бизнесов, никто не даст вам подсказку или оценку вашей идее. А когда рядом с вами такие единомышленницы, вы чувствуете опору и поддержку. Но не только женщины должны поддерживать женщин, мужчинам тоже стоит взять это за привычку.

А вы мужчин-предпринимателей поддерживаете? Даете им консультации?

В большинстве своем я консультирую женщин-предпринимателей, но, конечно, у многих из них в компаниях работают мужчины. Так что, можно сказать, что я помогаю и мужчинам, и женщинам в бизнесе. Да и вообще, ведь помогая женщинам развивать их бизнесы, мы же тем самым помогаем и мужчинам. Ведь все в этом мире связано!

Расскажите о нескольких ваших кейсах, как именно вы помогаете женщинам в деле?

Недавний пример: ко мне обратилась компания, которая решила выйти на международный рынок. Для начала мы провели диагностику, насколько в целом готов этот бизнес экспортировать, где могут быть спрятаны подводные камни. Следующий этап — мы стали проводить исследования в странах, чтобы определить те, в которые можно было бы экспортировать. Сейчас собственница этого бизнеса ищет местные выставки в этих странах.

Другой пример: чрезвычайно успешная, быстро растущая компания внезапно оказывается в тупике, — им необходимо было найти новые рынки для экспорта. Мы проанализировали возможные варианты для этого бизнеса, некоторые из них нашлись в Европе. Мы помогли этой компании присоединиться к программе поддержке экспортеров, инициированной нашим правительством. Год мы работали над развитием их бизнеса, поиском контактов и их представленностью в Европе.

Я сотрудничаю с самыми разными бизнесами, малыми и крупными, и моя миссия — помочь им найти доступ к необходимым ресурсам, а это могут быть и программы обучения, и нужные контакты, и данные исследований. В Украине пока что мне не довелось ни с кем сотрудничать, но, надеюсь, в ближайшем времени ситуация изменится.

По вашим наблюдениям, насколько выросло число стартапов, запущенных женщинами в Канаде в последнее время? И что этому способствует?

Однозначно в последние годы наблюдается рост количества женских бизнесов. Думаю, у женщин сегодня появляется все больше и больше возможностей. Понимаете, когда общество готово к изменениям и поддерживает эти возможности, неважно в каких сферах, бизнесе или образовании, тебе действительно становится намного легче.

Я верю, что принцип diversity является сегодня ключевым для бизнеса. Придерживаясь принципов разнообразия, компании сами для себя открывают больше возможностей, что способствует росту прибыли в том числе. Чем разнообразнее у вас команда, тем она сильнее, тем больше вариантов решения проблем вы сможете найти. С такой командой и вы начинаете мыслить вне шаблонов и рамок и находить инновационные решения. А когда мы исключаем какие-то группы людей из-за определенных стереотипов, мы тем самым лишаем себя возможностей. В США это поняли еще несколько лет назад, сейчас там активно внедряются программы поддержки разнообразия.

И это важно как для малых, так и для крупных бизнесов. Все ведь взаимосвязано: чем разнообразнее ваша команда — тем разнообразнее ваши решения — тем креативнее ваши подходы — и тем больше прибыли вы получаете.

Беседовала Татьяна Касьян. Фото из личного архива Деборы Юден

Дебора Юден свыступит спикером на SHE Congress-2017 24 ноября в блоке, организованным совместно с Платформой She Exports и Export Promotion Office, и расскажет о том, как понимание принципов разнообразия помогает в экспорте, а также поделится лучшиями стратегиями для выхода компаний на зарубежные рынки.

Чтобы получить возможность бесплатно посетить конгресс, заполните регистрационную форму .

— Читайте также: Вирджиния Литтлджон: «Мужчины могут инвестировать в бизнес-проекты женщин, если хотят лучших возможностей для своих дочерей»