Desk Games: Инновационный подход к обучению

Личный опыт педагога Ольги Желтвай

08.02.2019

Ольга Желтвай, педагог из Одессы, считает, что реформировать систему дошкольного образования каждый преподаватель может самостоятельно, а заодно повысить интерес детей к наукам и снизить уровень стресса в процессе обучения. И при этом не «изобретать велосипед». В колонке для WoMo Ольга делится своим ноу-хау.

Начните реформы с себя

Нынешние дети очень не похожи на тех детей, которыми были мы с вами. Мир стремительно меняется и они вместе с ним. Современная система образования также давно требует реформ и изменений и не только в школах, но и в детских садах. Существует множество отличных методик работы с детьми, проверенных временем, однако ни одна, даже самая лучшая методика, не будет работать «идеально» для абсолютного большинства детей. Мы все уникальны, все неповторимы и к каждому из нас требуется личный подход. А значит, чем более разносторонним будет педагог, тем проще ему будет найти контакт с ребенком.

Менять нужно не детей, менять нужно себя, догоняя их мир и их интересы. Настольные игры — это всего лишь один из способов донести нужную нам информацию до ребенка. В своей работе я использую не только «настолки», но часто они становятся моими первыми помощниками. Для меня важно, чтобы ребенок меня понял, и важно, чтобы процесс обучения не воспринимался негативно. Я пробую разные подходы и выбираю тот, который наиболее подходит конкретному ребенку.

Почему я выбираю «настолки»

Интернет – мощный источник информации. Это данность современного мира, которую нельзя отрицать. Конечно, бесконтрольное пользование планшетом наносит непоправимый вред здоровью ребенка, его несформированной психике. Но главная задача взрослых не запрещать детям неизбежное, а научить им пользоваться грамотно. Не стоит сравнивать настольные игры и «развивашки» на телефоне, это разные вещи и исключать одно ради другого неправильно. Они неплохо могут сосуществовать друг с другом. Обучение по интернету — эмоционально односторонний процесс. В настольных играх ребенок учится контактировать с окружающим миром, видит модель поведения взрослого в различных ситуациях. С точки зрения социализации, настольные игры гораздо более эффективны, хоть никогда и не смогут сравниться по красочности с приложениями.

Очень многие родители сталкиваются с тем, что в подростковом возрасте становятся «не нужны» своим детям. Они пропадают на улице, не общаются с родителями, ничем не интересуются. Зачастую это связано с тем, что в семье не была вовремя привита культура совместного досуга. Ребенку просто не о чем поговорить с родителями, потому что это никогда не делалось. Ребенка отводят на кружки, где весело и интересно с чужой тетей, ребенка оставляют в игровых комнатах, где весело и интересно с другими детьми, но самих родителей в эмоциональной жизни ребенка нет. Нет совместных воспоминаний о проведенном вместе времени. Так чему же мы удивляемся и чего ждем от ребенка в 15-16 лет? Он не привык, что вы можете быть ему интересны, он идет туда, где его интерес удовлетворялся – улица, компьютер. Хотите быть интересными подросткам – будьте интересными дошкольникам, введите привычку проводить время вместе. Настольные игры – прекрасный способ этому помочь.

Учеба без стресса

Прежде всего тем, что это интересно. Учеба не должна приносить стресс ребенку. Наши взрослые амбиции и желание видеть ребенка непременно первым везде и во всем часто убивают в детях любознательность и желание учиться в принципе. Совместная игра взрослого и ребенка помогает детям в непринужденной обстановке получить знания, которые никак не хотят запоминаться, сидя за партой. В то же время, играя с детьми, взрослые начинают лучше понимать трудности своего ребенка и могут вовремя прийти на помощь, если это нужно.

На данный момент существует огромное количество интересных и полезных настольных игр, направленных на различные сферы образования. Это отличные помощники для психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков. Множество настольных игр поможет детям изучить такие школьные предметы, как география, история, биология, алгебра и геометрия. И все это происходит само собой, без принуждения и зубрежки.

Критерии выбора качественных «настолок»

Прежде всего я пытаюсь понять, интересна ли данная игра для меня лично, или она будет интересна ребенку. Мы часто путаем эти вещи. Обязательно нужно продумать варианты игры с ребенком. Если в голову не приходит ничего, кроме правил из коробки, то с большой долей вероятности эта игра «не зайдет». Используя свой опыт и знание правил многих игр, а соответственно и подходов, мне не составляет труда мгновенно придумать новые правила для любой игры, адаптировав их под возраст и уровень развития детей. В общем, нет «идеальной» игры для каждого возраста. Есть разнообразие подходов, зная которые, можно успешно использовать настольные игры при обучении.

Как я придумываю игры

Я умею не только слушать, но и слышать детей. Очень часто они сами подсказывают что именно им нужно. Мне остается только добавить методическую составляющую и соответственно оформить.

Большая часть авторских игр появляется по необходимости. Каждый ребенок — целая вселенная со своими особенностями и пристрастиями. Поэтому каждый воспринимает материал по-своему. Можно сказать, что все мои игры появляются под конкретного ребенка. Если я вижу, что дети не воспринимают материал, то обязательно анализирую ошибки и ищу причину. В результате появляется тестовый образец игры, который дорабатывается на уроках. У детей повышается интерес к учебе, а у меня накапливается бесценный опыт, который я использую в дальнейшем при создании новых игр.

Иногда от идеи до реализации проходит несколько месяцев. А иногда «нужно на вчера», поэтому игра рождается темной-темной ночью пока все спят. В ход идут самые разнообразные материалы – бумага, дерево, пластик, ткани, фурнитура. Бывают и совершенно неожиданные находки среди предметов для кухни или в строительных отделах. На все, что я смотрю, я смотрю под призмой «а можно ли это как-то использовать для игры?». Достаточно много времени заняло освоение компьютерных программ, необходимых для создания игр, а также различных техник рукоделия.

Как работает мой Клуб настольных игр

В клубе нет членских взносов, это некоммерческий проект. Клуб это то, чем я живу помимо работы и то, что дает мне вдохновение и стимул работать лучше. Основными его задачами являются популяризация настольных игр в Украине, реформирование системы образования (прежде всего дошкольного) и приобщение родителей к совместному досугу с детьми.

Молодежные организации при библиотеках – не редкость, да и в настольные игры с малышами играют во многих школах раннего развития. Однако не существует ни одного бесплатного клуба, который бы работал с детьми такого маленького возраста. Поэтому хотелось бы выйти на более масштабный уровень и проводить регулярные игротеки городского масштаба. Помимо финансовой поддержки со стороны, для этого необходимо обучить волонтеров правильно играть с детьми. Возможно, в будущем получится организовать что-то вроде курсов для педагогов-новаторов и креативных родителей, на которых я смогу поделиться своим опытом и знанием.

Я рассчитываю на сотрудничество с издательствами (как минимум украинскими). На данный момент все игры приобретаются за счет моих личных средств. Предоставление тестовых образцов «настолок» для игротек на бесплатной основе могло бы помочь популяризировать их. Настольные игры – специфический продукт. Они не рекламируются средствами массовой информации и единственный способ донесения информации о них до конечного пользователя это подобные клубы. Также рассчитываю на поддержку городских властей. Очень нужно помещение для регулярного проведения игротек. К сожалению, в библиотеке очень неудобное время, поэтому многие игротеки приходится проводить на дому, а значит ограничивать количество желающих.

Спонсорская помощь клубу тоже бы не помешала. На данном этапе клуб существует только на моем энтузиазме и желании менять мир вокруг себя к лучшему. Насколько долго их хватит предсказать не могу.

Планы на будущее

Для того, чтобы что-то реально изменить, нужен комплексный подход. Это работа и с детьми, и с родителями, и с педагогами. План завоевания мира у меня очень грандиозный, насколько он осуществим покажет время. В любом случае, я предпочитаю делать все от меня зависящее, а не бояться невыполнимости собственных замыслов. Даже если большая часть из них так и останется мечтами.

В идеале – создать масштабную всеукраинскую организацию, которая будет заниматься продвижением новаторских идей в детском развитии и образовании. Вдохновить педагогов в других городах на создание подобных клубов. Устроить детский тест-драйв настольных игр, где дети будут высказывать свое честное мнение об играх. Внедрить «настолки» в школьную программу. Привить культуру совместного досуга в семьях. Планов много.

Подготовила Катерина Савенко

— Читайте также: Нове шкільне харчування: Як привчити дітей до здорової їжі