Дилек Дэйинларли: «Порой истории самых великих компаний начинаются с разговора двух людей за чашкой кофе, накидывающих план на салфетке»

10 подходов Кремниевой долины, которые могут быть применимы в вашем бизнесе

Дилек Дэйинларли, основатель и управляющий партнер ScaleX, живущая между Стамбулом и Сан-Франциско. Благодаря своему вкладу в развитие технологического сектора, в этом году Дилек была названа одной из самых успешных женщин-лидеров в Турции. Свой бизнес она развивает в США в Кремниевой Долине, но верит, что принципы предпринимательства Долины могут быть могут быть имплементированы в любой компании. Как — она рассказала на SHE Congress 24 ноября.

Я — инженер, МВА я получала в США, и там же я основала собственный бизнес. Сразу после этого я начала консультировать по вопросам управления, корпоративной культуры, но потом я поняла, что корпоративный бизнес — это не для меня. Поэтому я присоединилась к одной из крупнейших венчурных компаний в Турции. Но мне было непонятно, у кого я буду учиться. Венчурный бизнес — мужской бизнес. И, на самом деле, на рынке не так уж много профессионалов, к которым ты можешь обратиться за советом. И я присоединилась к программе Kauffman Fellows, которая перевернула мою жизнь с ног на голову. Я стала путешествовать по всему миру, по полгода я провожу в различных командировках. В итоге я основала ScaleXглобальную инвестиционную компанию. Я сотрудничала более, чем с 4 тысячами стартапами, и являюсь членом более, чем 10 советов директоров разных компаний.

В разных странах есть свои таланты, которые развивают технологический мир, но нигде вы не встретите такого количества историй успеха, как в Кремниевой долине. Как говорит сооснователь LinkedIn Рид Хоффман: «Успеха добивается не та компания, которая создает стартап, а та, которая его масштабирует». И действительно, далеко не все стартапы могут перейти на новый этап с этапа своего зарождения. Почему это все же удается Кремниевой долине? Потому что:

  • компании там могут позволить себе привлекать таланты со всего мира;
  • они не ориентируются только на локальные рынки;
  • они имеют доступ к ресурсам — около половины инвестиций США идет на развитие Кремниевой долины.

Кремниевая долина простирается на 80 км от Сан-Франциско до Сан-Хосе. И хотя там проживает и работает всего лишь около 3 млн людей, стоимость более половины представленных там компаний оценивается в более, чем $1 млрд. Как им удается это? Я постоянно задавала себе этот вопрос, когда приехала туда из Турции. И ответ прост: они умеют мечтать по-крупному, их цель — не иначе, как Эверест, но только в контексте бизнеса. И вот они, принципы, которые делают Кремниевую долину столь успешной:

Быть инноватором

Недавно в разговоре с одним из менеджеров Netflix я спросила его, есть ли у компании какая-либо стратегия по внедрению инноваций. К моему удивлению, ответ был «нет». Он сказал, что Netflix — сама по себе подрывная инновация. Инновации настолько укоренились в ДНК компании, что какие-то специфические стратегии им не нужны. Одни компании в долине рассматривают инновации как часть своей стратегии, для других это естественный процесс. Каким бы ни был подход, эти компании мыслят по-крупному. В разных уголках мира люди с большими целями воспринимаются как наивные мечтатели. Чувство неизбежности пронизывает нашу жизнь и мешает нам развивать свои самые безумные идеи. Но правда в том, что порой истории самых великих компаний начинаются с разговора двух людей за чашкой кофе, накидывающих план на салфетке. 

Доверять наперед

Когда я попала в Кремниевую долину, я была шокирована тем, как люди готовы там помогать друг другу. Если они видят, что ты разбираешься в том, о чем говоришь, они обязательно тебе помогут. Как минимум они согласятся выйти с тобой на кофе и дать пару дельных советов, потому что кто-то когда-то точно так же помог и им. И мне кажется, это правильный подход. Хотелось бы, чтобы и в наших странах развивалась подобная культура — pay it forward.

Не бояться рисковать

Никто не любит ошибок и неудач, в том числе и в Кремниевой долине. Но там компании воспринимают провалы как часть процесса, потому что если не пытаться, не пробовать, очень сложно будет стать успешным. У нас на Востоке очень сложно следовать этому принципу, если ты создаешь компанию и она не становится успешной, тебе не избежать осуждения со стороны друзей, родственников. Из-за такого восприятия быть предпринимателем очень нелегко, думаю, в Украине такая же ситуация. Помню, как один мой знакомый рассказывал мне об истории своего приятеля, который основал компанию стоимостью пару сотен миллионов долларов на тот момент. Ход его мыслей был следующий: раз мой друг смог, то и я смогу!

Давать свободу

Проблема стартапов в Кремниевой долине заключается в том, что в среднем сотрудники работают на свои компании максимум по полтора года. Люди постоянно меняют место работы, но с другой стороны, это помогает экосистеме развиваться, потому что люди приходят в новые компании с новыми знаниями и хорошим опытом за плечами.

Экспериментировать и внедрять следующие принципы

  • Value Proposition
  • Design Thinking
  • Product Development

И напоследок, 10 подходов Кремниевой долины, которые вам можно начать применять в своем бизнесе уже сейас:

1. Культура «заплати вперед» (менторство, нетворкинг, инвестиции).

2. Доверие + diversity + меритократия = работоспособные идеи.

3. Менторство > патернализм и авторитарность.

4. Опыт > ошибки (культивируйте обучение на своих неудачах).

5. Команда = сотрудничество с людьми на позиции «равный равному».

6. Что внутри > Что снаружи.

7. Воображение + опыт > образование.

8. Нетворкинг.

9. Свобода > лояльность.

10. Цифры имеют значение (коэффициент конверсии, темпы роста, процент оттока и т.д.).

Фото: Алена Владыко

— Читайте также: Наама Дрор: «Если кого-то смущает мой возраст или мой пол, это его проблемы, а не мои»

Мы в Facebook