Жизнь без надрыва: Принципы гибкого планирования

Почему долгосрочные цели сегодня не работают, и как с этим жить

Вика продолжительное время работала в очень крупной международной компании, но имея план в голове до 30 выйти замуж и родить детей, отказывалась от возможностей, связанных с переездом в другую страну или частыми командировками. Сейчас ей немного за 30 и она только нашла мужчину, с которым ей захотелось поставить штамп в паспорте, а о детях пока не задумываются оба. В итоге, релокейшен планирует ее нынешний муж.

До сих пор помню идиотские вопросы на встречах с HR-ами на четвертом курсе вуза: «Кем вы себя видите через 5, 10 лет?» Считалось, что это помогает определить уровень амбициозности потенциального кандидата. Например, пять лет назад, я возглавляла отдел Digital marketing в одном из самых крутых коммуникационных агентств СНГ, ездила по миру, работала с российскими и украинскими компаниями, красилась в ярко-рыжий цвет, курила сигары. Могла я тогда предположить, что моим планом станет запуск собственного бизнеса в сфере дизайна интерьера, двойное материнство, добровольный переезд в пригород, выращивание на собственной террасе помидоров, профессиональное занятие живописью и продажа собственных картин?

10 лет назад я занималась организацией автогонок на 402 метра, ходила в микропиджейских шортах с блестками, тусовалась в ночных клубах, пила виски. Предел моего долгосрочного планирования был поездкой на Формулу — 1 и организация еще более масштабных гонок. Жесткое долгосрочное планирование похоже на шоры — мешает гибко реагировать на изменения собственной личности, ее потребностей и интересов. На тренингах по личностному росту и целеполаганию меня учили ставить долгосрочные цели и планировать мелкие ежедневные шаги по их достижению. Как результат, я расстраивалась, что план не удавался или у меня не было на него сил, часто и желания: через некоторое время заниматься его воплощением. Все это мешало улавливать и пользоваться теми возможности, которые окружали меня «здесь и сейчас».

Любое долгосрочное планирование основывается на нашем текущем опыте и интересах, мы совершенно не берем в расчет будущие возможности. Ставя жестко цели наперед, мы ограничиваем себя в развитии, переменах, спонтанных поворотах, движении в новом направлении. Психологи объясняют тягу к планированию страхом перед неизвестностью. Я до сих пор проверяю при помощи расчетов все крупные финансовые мероприятия, хотя ни разу расчеты и не оправдались, а планы удавалось осуществить, либо они переставали быть актуальными.

А ведь кроме внутреннего мира, меняется и внешний — новые технологии, специальности, возможность удаленной работы и заработка на тех вещах, которые нашим родителям в 90-е казались худшим из возможных будущих для их ребенка. Все это постоянно дает нам зацепки, открывает двери и окна в новые, лучшие и более интересные миры. Франс Йоханссон, автор бизнес-бестселлеров «Поворотный момент» и «Эффект Медичи» говорит о том, что в независимости от сферы деятельности, правила игры в данной области не статичны, они могут и будут меняться. Отсюда и сложности с планированием наперед. А сколько ресурса уходит на составление плана и следование ему насильно?

Директор бизнес-программ Microsoft Джи Ди Мейер в своей книге «Agile для себя: система личных достижений в работе и жизни» предлагает гибкий подход к планированию и организации жизни, который помогает правильно инвестировать свою энергию, время и силы на решение правильно поставленных задач. Постоянно пересматривать цели, оценивать результаты и корректировать пути их достижения. В своей системе «Динамичных результатов» Мейер предлагает научиться поспевать за переменами в себе и окружающем мире и научиться использовать их в своих целях.

Определите, каких результатов в каких сферах жизни вы хотите достичь

Для этого наметьте «Горячие точки» — самые актуальные сферы вашей жизни, открывающие новые возможности, и «болевые» точки, требующие вашего времени и сил. Это позволяет в любой момент видеть картину жизни целиком, важно давать им простые и короткие названия. Джи Ди делит их на три области:

— Жизнь («Интеллектуальное», «Телесное», «Эмоциональное», «Карьерное», «Финансовое»,  «Отношения», «Развлечения»);

— Работа (Дела, Проекты в работе, Накопившиеся вопросы);

— Личное (Дела, Проекты в работе, Накопившиеся вопросы).

Горячие точки взаимосвязаны, между ними необходимо соблюдать баланс: вкладываешь в «Карьеру» — могут просесть «Отношения». Благодаря наглядности это легко отслеживать и поддерживать нужный именно вам баланс, отталкиваясь от собственных приоритетов. Так можно найти время на давно забытые увлечения и сократить трату сил на то, что лично вам неважно.

Расставьте приоритеты

Руководствуйтесь «Правилом трех» — выделяйте только три основных цели, три результата, которых вы хотите достичь. Три достижения на день, три — на неделю, три — на месяц и три — на год. Все эти достижения должны быть взаимосвязаны: результаты дня должны работать на результаты недели, результаты недели — на результаты месяца, а результаты месяца — на результаты года в целом.

Составьте план, заточенный на результат

Для этого используйте правило: понедельнику — планы, каждому дню — результаты, пятнице — итоги. Каждая неделя начинается с нуля. В понедельник определяйте три результата на предстоящую неделю, ежедневно — три результата, которые нужно достичь за этот день, а в пятницу — подведите итоги: какие три результата удалось достичь, а какие три еще требуют доработки. Делайте выводы. Они пригодятся для планирования новой недели в следующий понедельник. При распределении времени приоритет отдавайте тому, что действительно важно в контексте ваших целей.

Преимущество системы «Динамичных результатов» в их гибкости — это не статичная, готовая схема, а система, которая помогает постепенно нащупать свой правильный курс. Вы даже можете корректировать «Горячие точки» — их смысл и само наличие. Система Мейера помогает не только по новому посмотреть на принцип планирования, но и действовать в направлении намеченных целей вместо бесконечного составления списка задач. Как?

1. Действуйте по принципу 80/20! Не тратьте 80% времени на раздумья, оставьте на аналитику лишь 20%, а в остальное время действуйте. Результат поможет вам скорректировать дальнейшие шаги.

2. Варьируйте свой подход к достижению результатов — пробуйте, экспериментируйте и отказывайтесь от того, что не работает. Не зацикливайтесь на результатах (ведь их не всегда или не сразу удается достичь), а рассматривайте их как обратную связь с вашими подходами. Вы не можете контролировать результат, но свой подход, свое отношение и методы достижения можете.

3. Постоянное обучение. Меняетесь вы, меняется мир, и учиться побеждать в новых реалиях нужно постоянно.

4. Энергия важнее времени. За один час, который вы проработаете в полную силу, вы успеете больше, чем за много часов в уставшем состоянии.

5. Концентрация превыше количества. Важно не переделать как можно больше дел, а сделать действительно важные дела — важные для поставленных вами целей. Кроме того, исследования показывают, что получается именно там, где концентрируешься. Когда вы выделяете важное и концентрируетесь на этом вопросе, мозг «выносит» всю относящуюся к этому информацию на ваше рассмотрение. Так вы видите больше возможностей и решений.

6. Установка на развитие против установки на предопределенность. Установка на развитие помогает преодолеть беспомощность предопределенности, быть более гибким и быстрее реагировать на изменения, лучше улавливать обратную связь и расти.

7. Результат превыше действий. Важно не как много вы делаете, а тот результат, который получаете в итоге. Определение нужного результата помогает нам сфокусировать усилия. Секрет успеха — в выполнении нужных шагов для достижения нужных результатов.

8. Сильные стороны важнее слабых. Вместо того чтобы тратить время на исправление недостатков, лучше используйте достоинства. Свои слабости компенсируйте сотрудничеством с теми, кто в этом силен.

9. Систематичность вместо действия по ситуации. Одно дело — достигать результатов от случая к случаю, и другое — сложить свой опыт в систему, на которую можно положиться, которую можно изучать и улучшать.

10. Польза превыше разгребания завалов. Вместо того чтобы просто решать накопившиеся задачи, сконцентрируйтесь на том, что действительно приносит пользу.

11. Поступательный подход к пользе. Пусть результаты образуют один непрекращающийся поток. Поддерживайте этот поток — это гораздо продуктивнее, чем ждать больших успехов в конце.

12. Четко отличайте «Действия» от «Справки». Всегда разделяйте эти категории в ваших планах — так удастся отличить реальные планы от «фонового шума».

13. Установите границы. Секрет эффективности — в том, чтобы затратить необходимое количество (времени, сил) на действительно нужные шаги.

14. Фиксированное время, гибкие задачи. Четко выделите время на еду, сон и спорт и то, что поддерживает ваше тело и дух. Свое расписание стройте вокруг этих жизненно важных точек. На работе распределите время по типу задач: например, час на административную работу, два — на встречи и три — на работу над проектом. И составляйте планы — то, что вам нужно сделать — исходя из этих временных отрезков, ни в коем случае не варьируя сами отрезки.

15. Ритм результатов. Шаг за шагом, капля за каплей, пусть ваши результаты создадут определенный ритм — ритм достижений за день, неделю, месяц, год. Позже этот ритм перейдет на уровень привычки, которая принесет ощущение настоящего достижения.

16. Варьируйте результаты. Пробуйте, экспериментируйте — и результат № 3, скорее всего, будет лучше, чем № 2, и точно лучше, чем № 1.

17. Лучше меньше, да лучше. Беритесь только за то, что можете «переварить», не гонитесь за количеством.

18. Лучшее — враг хорошего. Не позволяйте перфекционизму встать на вашем пути к достижению результатов.

Еще одна личная история от основательницы бренда OzeriankoBags Даши Озерянко. Оказалось, что Даша давно на практике использует эти принципы: «Все началось на последних классах финансового правового лицея. Я училась на юриста и поступила в красный корпус университета имени Шевченка. Вся семья гордилась, я тоже, немножечко. Но на втором курсе я четко поняла, что это не мой путь и путь в никуда. К тому времени я уже давно увлекалась рисованием, но навыков было недостаточно для поступления на живописный факультет НАОМА (Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры), поэтому выбор пал на искусствоведческий факультет. Даже сложно описать удивление моих родителей. Они же растили юриста. Отучившись пять лет и защитив диплом магистра искусствоведческих наук, я все же решила, что работа руками мне более по кайфу, нежели комментировать чужую работу. И мое маленькое хобби по росписи кожи и созданию сумок превратилось в полноценный проект, который растет и развивается параллельно со мной. Нет ничего круче, чем создание продукта с нуля. От создания эскиза до подбора материалов и пошива готового изделия, которое потом живет своей жизнью у человека, разделившего твои ценности и создавшего вместе с тобой любовь».

Как человек творческий Даша скорее не планирует, а ставит себе ориентиры на год, без конкретных сроков, чтобы не давить себе на психику и не убивать мотивацию. Оставляет место для магии и непредсказуемых возможностей. Если все знать наперед, то становится немного скучно, разве не так? «Самое важное в моих целях — это скорая реализация. От задуманного — до продукта у меня проходит не более 1 месяца. Это тот идеальный промежуток времени, когда ты загораешься идеей, горишь и воплощаешь. Не перегорев, видишь результат. Это кайф. Например, возрастные рамки в достижении жизненных целей я не ставлю вообще. Это кодировать себя на чужие ожидания. А я живу свою жизнь и кайфую. Ставлю большие цели и иду к ним в своем темпе. Все должно быть гармонично и без надрыва!»

При подготовке использованы материалы с сайта «Стартапы и бизнес» vc.ru.

— Читайте также: Иррациональные решения: Риск потерь vs. радость приобретений

Мы в Facebook