Дрессировка ребенка: как донести, что хорошо, а что плохо?

10.02.2014

Все родители с первых дней жизни ребенка хотят научиться его понимать, но еще сильнее — чтобы ребенок понимал и слушался их, получил набор одобряемых нами шаблонов поведения в различных ситуациях. Здоровался, убирал за собой, много читал и занимался спортом. Мы знаем о важности личного примера, но бывают случаи, когда этого недостаточно.

Более эффективным инструментом призван стать метод подкреплений американского биолога Карен Прайор. Ученая с мировым именем и многолетней практикой пришла к выводу, что выработанные ею методики дрессировки животных отлично подходят и для людей.

Сами принципы достаточно просты и гуманистичны, а главное — эффективны.

В основе лежит теория бихевиоризма Б. Ф. Скиннера, где поведение рассматривается как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Карен знает, как создавать пресловутые воздействия.

В многообещающем эпилоге к ее бестселлеру «Не рычите на собаку!» анонсируется умение заставить супруга перестать ворчать; обучить трехлетнего ребенка вести себя прилично; объяснить кошке, что не надо залезать на кухонный стол; сподвигнуть начальника регулярно повышать вам зарплату; улучшить свои результаты в любой деятельности.

Метод подкреплений для развития ребенка

Подкрепление –  информация о том, что вам нравится в поведении. Подкрепляется действие, которое предполагается видоизменить. Помните одобрительные возгласы «Да! Это оно!» тренеров спортсменов и танцоров во время занятий – это и есть подкрепление.

Методика дуальна: есть положительное и отрицательное подкрепления. Положительное — желаемое: пища, ласка или похвала. Негативное — чего хочется избежать: шлепок, нахмуривание бровей. Автор утверждает, что подкрепление лучше, чем вознаграждение. Это более тонкая психологическая работа, основанная на эмоциях, а не материальных ценностях. Положительное подкрепление ведет к увеличению вероятности повторения подкрепляемого действия, негативное – к уменьшению.

Например, вы хотите, чтобы ребенок помогал вам по дому. Реакция мамы “дождалась”, “наконец-то” приведет к снижению вероятности повторения этого действия ребенком (негативное подкрепление). Он думал, что вам это нужно, а вы злитесь (дети сильнее реагируют на эмоции, чем на слова, именно поэтому с ними так важен ваш положительный настрой при диалоге).

Если мама похвалит, скажет спасибо, у ребенка сформируется положительная ассоциация. А дальше дело за малым – стимулируйте необходимые события (“А принеси-ка мне тарелки со стола. Какая молодец!”), подкрепляйте их положительно.

Как работают подкрепления

Мы знаем, как подкрепить существующее поведение, но как сформировать новую привычку?

Подкреплять малейшие изменения в поведении и не ждать 100% выполнения. Ребенок стал старательнее делать домашнее задание, или одно упражнение из 10 – отметьте это положительно, не перехваливая. После первой победы начните подкреплять только действительно качественно сделанные действия. И так вырабатывайте необходимое поведение. Важно подкреплять действия в момент свершения – память коротка и ребенок может запутаться, за что его хвалят, а за что ругают.

Принципы работы с подкреплениями

1. Повышайте критерий подкрепления небольшими порциями, чтобы у ребенка всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.

2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.

3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, подкрепляйте любое исполнение данного действия, имеющегося в данный момент.

4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.

5. Будьте впереди того, кого вы обучаете: полностью планируйте свою программу «тренировок» так, чтобы в случае внезапного успеха обучаемого, вы знали, что следует подкреплять далее.

6. Все члены семьи, задействованные в развитии ребенка должны придерживаться единой стратегии выработки.

7. Если одна процедура выработки не приносит успеха, найдите другую, существует столько же способов добиться нужного поведения, сколько инструкторов, способных их придумать.

8. Не заканчивайте тренировку, не дав положительного подкрепления, это эквивалентно наказанию. Всегда оставайтесь впереди.

9. Если навык ухудшается – вернитесь к началу, быстро повторите весь процесс выработки с серией легких подкреплений.

Используя методику экологично и по назначению, можно привить себе и другим желаемые навыки, избавиться от вредных привычек.