Элина Эллис: «Любая мечта ‒ это план к действию, а затем и само действие»

Художница о том, как начать жизнь с нуля и преодолеть страх неизвестности

51% детей с тяжелыми диагнозами стремятся вылечиться, чтобы исполнить свои мечты. Эта цифра появилась в результате исследования, проведенного в рамках благотворительного проекта «Здійсни мрію». Любой желающий на короткое время может стать волшебником и исполнить мечту детей, которые большинство времени проводят в больницах и на лечении. Эту роль на себя примерила и детская иллюстраторка Элина Эллис. Она уверенна, что мечты  ‒ это не какие-то бесформенные фантазии. Следуя за мечтой, она в один момент променяла офис в архитектурно-строительной компании на мастерскую художника. Теперь Элина создает иллюстрации для украинских и зарубежных издательств, а в прошлом году победила в конкурсе Macmillan Prize, который уже более 30 лет отмечает лучших в своем жанре. В интервью WoMo художница рассказала о том, как поборола страх начинать карьеру с нуля, почему отсутствие картинок во взрослых книгах ‒ это несправедливо, и какую книгу она все еще мечтает проиллюстрировать.

Вы никогда не учились в художественной школе, а сейчас иллюстрируете книги для крупных зарубежных издательств. Как так получилось?

Случайно. Я рисовала всю жизнь для себя, как хобби, но все мои друзья знали об этом. Однажды мой друг в парикмахерской услышал, как автор детских книг жаловалась, что не может найти хорошего иллюстратора для своей новой книги. Он ей предложил обратиться ко мне, и в итоге я нарисовала пару персонажей на пробу. Ей так понравилось, что она сразу предложила мне контракт. Так все и началось. Со стороны может показаться, что все очень просто, но просто не было ни дня. Мне пришлось очень много работать, учиться, читать, рисовать, чтоб стать по-настоящему классным профессиональным иллюстратором. Я даже успела получить диплом магистра искусств в Кембридже, чтобы компенсировать отсутствие художественного образования. Это была мечта и постепенный рост. Я считаю, что я до сих пор учусь, и все еще только начинается.

Насколько сложно было перевоплотиться из офис-менеджера архитектурно-строительной компании в иллюстратора?

Было безумно страшно ‒ до холодного пота и трясущихся коленок. Но, опять же, все происходило постепенно. Сначала я работала в офисе, а по вечерам и выходным рисовала. Когда заказов по иллюстрации стало больше, я перешла на полставки, и только через пару лет набралась смелости уйти с работы совсем. Взяла сына (ему тогда было 8 лет), и переехала в Кембридж учиться на иллюстратора и пытаться укрепиться в этой профессии. У меня не было сбережений, в новом городе не было ни друзей, ни родственников, не было гарантий работы. Это был прыжок с обрыва в полную неизвестность, когда ты надеешься на то, что научишься летать до того, как разобьешься. Мне пришлось изо всех сил махать своими маленькими крылышками. Но оно того стоило. Я ни секунды не жалею, что рискнула, и кардинально поменяла свою жизнь. Мне кажется, когда ты знаешь, что отступать некуда и резервов нет, ‒ это очень стимулирует. Ты просто не можешь себе позволить сложить лапки. Почему я на это решилась? Потому что жизнь коротка, и каждая секунда дорога, и я не хотела тратить драгоценные секунды, часы и годы на то, что мне неинтересно. Я хотела каждый день заниматься любимым делом, следовала за мечтой.

Почему именно детская иллюстрация?

Я всегда рисовала веселые картинки. Меня не интересовала живопись в классическом ее понимании. Не были интересны и портреты, натюрморты или пейзажи. Меня интересовали феи, единороги и инопланетяне. Я с детства любила рассказывать истории в картинках. Мне нравилось рисовать то, что жило в моем воображении, нежели то, что я видела перед собой. Именно поэтому я не прижилась в художественной школе. Так что детская иллюстрация и детские книги ‒ это действительно мое. Это то, что я люблю всем сердцем, и всегда любила, даже когда об этом не подозревала.

Что самое главное в работе художника?

Главное ‒ страсть! Когда глаза горят, когда в животе бабочки, когда руки чешутся рассказать свою историю, подарить миру частичку себя. Главное, чтобы все, что вы делаете, шло от чистого сердца. Тогда оно попадет прямо в сердца читателям или зрителям. Если вы будете преследовать тренды, моду, высокие продажи, настоящего успеха не добьетесь. Успех ‒ это побочный продукт занятий любимым делом. Он приходит как-то тихо и сам по себе, когда ты просто каждое утро встаешь, и делаешь свое дело так хорошо, как только можешь.

Насколько вообще, на ваш взгляд, важна роль иллюстрации для читателя? И как объяснить ее людям, которые не воспринимают «книжку с картинками» всерьез?

А разве есть такие люди? Нет ничего важнее картинок. Мы все, и взрослые, и дети, воспринимаем и реагируем на картинки гораздо быстрее, чем на текст. Именно поэтому так безумно популярны Instagram и Pinterest. Одна картинка может сказать тысячу слов за одну секунду. Создание книжки-картинки ‒ это настоящее искусство и большая ответственность. Мы формируем мировосприятие у детей. Мы ‒ их первые учителя, мы знакомим их с жизнью, с людьми, с самими собой. Они начинают понимать мир через картинки, и только потом через слова.

И, мне кажется, это несправедливо, что книги для взрослых зачастую лишены иллюстраций. Чем взрослые-то провинились? Иллюстрация ‒ это необязательно визуальный пересказ истории в тексте для тех, кто не понимает текст или не умеет читать. Иногда это дополнительная история, а иногда и параллельная история, совсем другое измерение.

Вы хотите не только создавать иллюстрации, но и придумывать свои истории. Какие темы вы хотели бы доносить детям?

Я пытаюсь раскрыть довольно сложные и чувствительные темы посредством простых образов и трогательных незамысловатых сюжетов: старость, страх, дружба, любовь, боязнь быть непринятым. Как рассказать об этом детям на их языке, да еще, избегая поучительного тона и устоявшиеся клише? Ведь родители и учителя и так твердят детям каждый день, что нужно быть добрыми, делиться, дружить, не ябедничать, помогать. Детские книжки говорят о том же, о вечных ценностях. Но они говорят об этом не свысока и не на языке взрослых, а глядя ребенку в глаза, стоя с ним на равных. Лучшие детские книги ничему не учат, они просто увлекательно и убедительно рассказывают такую историю, которая позволяет детям самим додуматься до скрытого смысла, или, возможно, самим этот смысл придумать.

В какой момент вы поняли, что готовы проводить воркшопы и делиться опытом с другими иллюстраторами? Какую пользу вы извлекаете для себя?

Делилась опытом я всегда. С самого начала своего творческого пути. Как самоучка, я буквально по крупицам собирала информацию о детской иллюстрации. Большинство моих источников информации были на английском языке. На русском, и тем более на украинском, я вообще не нашла ни одной книги по теме детской иллюстрации, и даже ни одного сайта, посвященного образованию в этой области. Но и в европейских источниках мне пришлось копаться не один год, чтоб наскрести достаточно материала для профессиональной работы иллюстратором.

Я пыталась напрямую общаться с уже известными авторами и иллюстраторами, задавать им конкретные вопросы. Это оказалось гораздо сложнее, чем я думала. На большинство моих писем никто не ответил, а те ответы, которые я получила, в той или иной степени отсылали меня в различные учебные заведения. Я поняла, что профессионалы не спешат раскрывать свои секреты и делиться знаниями с новичками. Могу понять почему ‒ чаще всего у них просто нет времени на подобный вид общения. Но так как я жаждала знаний и была, можно сказать, по другую сторону баррикад, то понимала, насколько новичкам нужна поддержка профессионалов, насколько важно делиться своими знаниями и распространять информацию, потому что многие, даже очень талантливые люди, остаются за бортом не потому, что не могут, а потому, что не знают как.

О каждом шаге моего развития можно прочитать в блоге elina-ellis.livejournal.com, который я веду уже лет 15. Там все с самого начала. А с видеоуроками все получилось случайно и даже неожиданно. Это было как раз после Майдана. Мне просто хотелось дать своим соотечественникам что-то доброе и позитивное. Я спросила в интернете: «Хотите, расскажу вам про детские книжки, когда приеду в Киев?» Я не ожидала такой бурной реакции, думала придет человек 10, ведь детская иллюстрация ‒ тема на любителя. Но все билеты разошлись буквально за пару часов. И отдача была колоссальной. Я поняла, что это очень нужно людям, и, как оказалось, у меня неплохо получается. Так родился сайт с уроками и образовательная платформа по детской иллюстрации.

Вы сейчас участвуете в благотворительном проекте «Здійсни мрію». Мы все знаем, как любят мечтать дети, а что взрослые? О чем вы мечтаете?

Все мои дикие и, казалось, неосуществимые мечты сбылись. Теперь я не столько мечтаю, сколько планирую ‒ что нужно сделать, и какой результат я хочу получить. Ту же мысль я хочу донести детям, да и взрослым. Все наши мечты ‒ это не бесформенные неосуществимые фантазии. Любая мечта ‒ это завтрашняя реальность, это план к действию, а затем и само действие. Просто мечтать ‒ мало. Нужно делать дело каждый день. Чем больше мечта, тем, скорее всего, больше дней прийдется работать на ее осуществление. К сожалению, а, может, и, к счастью, нам ничего не падает с неба просто так.

Я не раз убедилась, что очень важно рисовать свои мечты! Визуализация – первый шаг к исполнению. Поэтому я поддерживаю арт-марафон, который призван вдохновлять деток на мечты. Присоединиться к нему может каждый, нужно просто нарисовать свою детскую мечту и опубликовать в соцсетях с хэштегом #МояДитячаМрія.

Если говорить о проекте «Здійсни мрію», который исполняет мечты детей с тяжелыми диагнозами, – нам, взрослым, просто нужно стать волшебниками и помочь им. Помочь поверить, что все мечты сбываются. Возможно, благодаря этому они смогут поверить и в выздоровление. А вера в победу, это уже половина победы. В середине августа, когда я прилечу в Киев, у меня будет курс арт-терапии #МояДитячаМрія для маленьких пациентов Охмадета.

Есть ли книга, которую вы мечтаете проиллюстрировать?

Да, «Маленький Принц». Я ее «вижу», и мне бы хотелось поделиться своим видением с миром.

Беседовала Мария Педоренко. Иллюстрации и фото предоставлены Элиной Эллис

— Читайте также: Желать большего: Как это — стать студенткой в 35 лет

Мы в Facebook