Где ищут спасения психотерапевты

Почему практика общения с коллегами обязательна

Меня часто спрашивают: ты стольких выслушиваешь, стольким помогаешь, а как ты сама восстанавливаешься, если случаются плохие ситуации, кто тебя слушает?

Каждый парикмахер имеет своего парикмахера. Каждый стоматолог обращается к коллегам для лечения и профилактики своих зубов. С психотерапевтами ситуация такая же.

Более того, наличие собственного специалиста — обязательное профессиональное требование к работающему практикующему терапевту.

Периодичность профилактических встреч может быть разной.

Во время обучения минимальное количество этих часов четко обозначено требованиями сертификации. То есть ты не получишь квалификацию, пока сам не побываешь в качестве пациента.

Как-то еще во времена моего обучения у нас был семинар известного американского психотерапевта, который практикует уже 60(!) лет. Ему задали вопрос: «А вы сами ходите на психотерапию?»

Он ответил: «Хожу, причем обязательно раз в месяц. И часто бывает такое, что мне не о чем говорить, но я все равно прихожу, мы посидим, чай попьем, пообщаемся. Но хожу и не пропускаю, ведь сегодня нет тем, а завтра там чего-нибудь такое да всплывет».

Также бытует мнение, что психотерапевт — это такой себе сверхчеловек, который все знает и все умеет и у него ничего не “болит”. Я называю этот феномен “ТЫЖПСИХОЛОГ”. Как будто бы такая профессия накладывает на тебя обязательства во всем разбираться, все знать и все уметь. К счастью, мы не идеальны. Мы такие же живые и настоящие люди со своими достоинствами и недостатками, умениями и неумениями и тем самым мы очень похожи на своих клиентов, что больше способствует доверию и сближению, нежели позиция сверхчеловека, который точно лучше всех знает, как клиенту поступать в тех или иных случаях.

Обязательность регулярного общения с коллегами также обусловлена тем, что в работе с клиентами мы сильно опираемся на свои чувства, на то, что с нами происходит в момент разговора с клиентом.

С одной стороны, это профилактика эмоционального выгорания, потому что умение разделять свое и клиентское очень важно: какие чувства клиента, какие чувства мои. Это сохраняет целостность и способность помогать не себе, а клиенту.

Но, с другой стороны, все мы люди, и порой просто «сносит», и вот тогда ты идешь к коллегам и разбираешься, в каком месте твое личное перекрыло профессиональное. Это must have профессионального роста и профессиональной поддержки.

Плюс к этому психотерапевты постоянно принимают участие в программах по специализациям. Ведь наше обучение происходит только через самоанализ, через терапию.

Нет такого формата — прийти послушать, как работать с травматическим синдромом, и ты уже умеешь. Нет. Ты должен это пройти, найти какую-то собственную травму, с ней поработать, прочувствовать на себе, как это работает. Потом понять теорию, и только потом ты можешь с этим работать. Причем, чем больше личного опыта, тем лучше.

Зачастую клиентов смущает богатый жизненный опыт психотерапевта в плане негативных эмоций, к примеру, разводы, личные трагедии.

Но парадокс в том, что чем больше собственного опыта в проживании различных ситуаций, тем в больших ситуациях ты можешь помочь. Потому что то, что пережил сам, легко понять у другого. Более того, ты можешь стать опорой своему клиенту хотя бы в том, что ты прошел этот путь, который, иногда кажется, никогда не закончится, и сидишь напротив, живой, счастливый, значит, и выход точно есть!