Women in the Workplace: Почему компании до сих пор не решили вопрос гендерного неравенства

Насколько глобальна проблема и как ее устранить

Многие компании заявляют, что они глубоко преданы идеям гендерного равенства. Но пока эта преданность ни к чему не ведет — прогресс не то чтобы медленный, его нет. Это показало исследование Women in the Workplace 2018, проведенное изданием McKinsey в сотрудничестве с Lean In среди 279 компаний, в которых работают более 13 миллионов людей.

Компании должны действовать решительнее и начать с того, чтобы сделать гендерное разнообразие приоритетом бизнеса, ставить цели и вести отчетность по их выполнению. Это подразумевает устранение гендерного дисбаланса при приеме на работу и повышении сотрудниц, а также более смелые шаги для создания культуры уважения и инклюзивности в компании, где все сотрудники, в том числе женщины, будут чувствовать поддержку и безопасность.

Процедура найма оставляет желать лучшего

С 2015 года американская корпоративная система почти не продвинулась в решении проблемы количества женщин на рабочих местах. Женщин мало на всех уровнях, а женщины других рас и вовсе самая малопредставленная группа. Четвертый год подряд не удается найти причину этого явления. Мужчины и женщины в равных количествах уходят из компаний с одинаковым намерением оставаться на рынке труда. Стоит отметить, лишь незначительный процент мужчин и женщин планируют уйти с работы, чтобы сосредоточиться на семье.

Компании лишают женщин карьерных возможностей еще на этапе найма. Несмотря на то, что женщины чаще имеют степень бакалавра, их реже берут на работу начального уровня. А на этапе повышения до руководителя ситуация ухудшается — на 100 мужчин приходится 79 женщин. В итоге мужчины занимают 62% руководящих постов, а женщины — только 38%.

Это изначальное неравенство сильно влияет на развитие способностей каждой отдельно взятой сотрудницы. Намного меньше женщин могут дорасти до руководителя внутри компании или имеют соответствующий опыт, чтобы прийти в компанию извне. Хотя показатели карьерного роста улучшаются на более высоких уровнях, женщинам так и не удается выровнять ситуацию — среднее звено «провисает». Это должно быть сигналом к действию: пока компании не решат вопроса с наймом, работающих женщин будет недостаточно. Если компании продолжат нанимать и продвигать женщин в таком же темпе, что и сейчас, количество руководительниц увеличится на 1% в ближайшие 10 лет. А вот если компании начнут нанимать и давать повышение женщинам на равных с мужчинами условиях, показатели составят 48% и 52% соответственно за те же 10 лет.

Женщины и мужчины работают в неравных условиях

Многие факторы влияют на гендерное разнообразие на рабочем месте. Помимо доступа к руководящим должностям, стоит обратить внимание на некоторые сферы, которые также играют роль.

Ежедневная дискриминация

Проявления сексизма и расизма, известные как микроагрессия, могут принимать разные формы. Некоторые из них практически незаметны. Некоторые более явные, например, когда кто-то говорит унизительные вещи своим коллегам. Неважно, намеренно это делается или нет, микроагрессия показывает неуважение и отражает неравенство. Хотя адресатом микроагрессии может быть любой, обычно под ударом оказываются те, у кого меньше власти, — женщины, расовые меньшинства, представители ЛГБТ-сообщества.

Две трети женщин становятся жертвами микроагрессии на рабочем месте. Зачастую женщинам приходится прилагать больше усилий, чтобы проявить свою компетентность и отстоять профессиональную точку зрения. Их в два раза чаще, чем мужчин, принимают за людей более низкой должности.

Лесбиянки сталкиваются с еще большим пренебрежением: 71% из них становится жертвой микроагрессии, они чаще слышат унизительные замечания, чувствуют, что не могут говорить с другими о своей личной жизни. И это имеет накопительный эффект. Некоторые из них отмечают, что сами по себе проявления микроагрессии могут казаться незначительными, если взять каждое из них по отдельности. Но повторяясь, они заставляют женщин не чувствовать себя в безопасности на рабочем месте и чаще задумываться о смене компании.

Сексуальные домогательства

Сексуальные домогательства продолжают процветать на рабочем месте. 55% женщин на высоких руководящих должностях, 48% лесбиянок и 45% женщин в технической сфере считают, что становились жертвами сексуальных домогательств. Общая угроза объединяет эти группы: исследование показало, что женщины, которые не подчиняются традиционным представлениям о женственности, — имеют власть, не являются гетеросексуальными, работают в «мужских» сферах — чаще становятся жертвами домогательств.

98% компаний внедряют политику, в которой сексуальное домогательство считается неприемлемым, но многие сотрудники считают, что эти компании не особенно преуспевают в том, чтобы внедрить эту политику. Только 62% сотрудников отметили, что за последний год их компании показали на практике, что домогательства неприемлемы, и такой же процент сказал, что проходил инструктаж по этой теме. Более того, только 60% сотрудников верят, что жалоба на сексуальное домогательство будет рассмотрена компанией и только треть считает, что на нее последует быстрая реакция. Причем женщины в два раза чаще мужчин считают, что подавать такую жалобу рискованно или даже бессмысленно.

Эти данные показывают острую необходимость того, чтобы компании показали своим сотрудникам, что плохое поведение не останется безнаказанным. Руководители всех уровней должны задавать тон и моделировать инклюзивное поведение. И компании только выиграют, если прибегнут к аудиту, чтобы убедиться, что расследования проводятся тщательно, а санкции установлены на соответствующем уровне.

Опыт «единственных»

Быть «единственной» — распространенный опыт для женщин. Одна из пяти женщин говорит, что часто становится единственной женщиной в офисе: другими словами, просто «единственной». Это в два раза чаще встречается среди женщин на высоких постах и в технической сфере — 40% из них «единственные». Такие женщины получают гораздо более негативный опыт, чем те, кто работает с другими женщинами. Более 80% из них страдают от микроагрессии. Им чаще приходится сталкиваться с тем, что их способности ставят под сомнение, в их адрес отпускают унизительные замечания, они в два раза чаще подвергаются сексуальным домогательствам.

Намечаем путь к гендерному равенству

  • Компании должны сделать эти шесть шагов, чтобы сдвинуться с мертвой точки в вопросе гендерного равенства.
  • Поставить четкие цели и отслеживать их выполнение.
  • Убедиться в том, что найм и распределение повышений происходят на справедливой основе.
  • Сделать руководителей проповедниками разнообразия и инклюзивности.
  • Продвигать культуру инклюзивности и уважения.
  • Сократить количество «единственных».
  • Предлагать сотрудникам гибкие условия, чтобы они могли сочетать работу и личную жизнь.

Многие компании готовы предпринимать конкретные действия. Но даже им стоит удвоить свои усилия, чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки.

Прокачать предпринимательские скилы, узнать о новых подходах по развитию своего дела на менторских сессиях и воркшопах (в области стратегии, маркетинга, финансов, IT, PR и продаж) вы сможете, посетив фестиваль для малого и среднего бизнеса Get Business Festival 2018, который пройдет 14 ноября в Киеве по адресу: ул. Большая Васильковская, 55, НСК «Олимпийский».

Билеты на Get Business Festival 2018 можно приобрести на get.delo.ua.

Полная программа мероприятия.

Источник: mckinsey.com

Фото: кадры из сериала «Скандал»

— Читайте также: Гендерное неравенство в бизнесе: Во всем «виноваты» женщины

Мы в Facebook