X, Y и Z: Сходство и различия трех поколений в отношении карьеры и лидерства

Итоги исследования, охватившего 19 стран

С 2017 года начинается уникальный период, когда одновременно станут работать представители сразу трех поколений — поколения X, родившегося до 1980 гг., поколения Y, или миллениалов, людей родившихся в 1984-1996 гг., и поколения Z, родившегося после 1997 года. Ценности, предпочтения и образ мышления этих поколений разные, поэтому работодателям уже сейчас необходимо уяснить, где давать работникам свободу, а где подстраховаться, с учетом их особенностей. 

Этому феномену трех поколений посвящено новое, масштабное исследование, в ходе которого были опрошены 18 тысяч профессионалов и студентов из 19 стран. Его организовали сразу четыре институции: INSEAD Emerging Markets Institute, Universum, MIT Leadership Center и HEAD Foundation, которые обнаружили важные поколенческие различия в вопросах работы, карьеры, бизнеса, что может помочь работодателям правильно строить кадровую политику.

Лидерские амбиции

Быть лидером важно для всех трех поколений, об этом говорят 61% «игреков», столько же «зетов» и 57% «иксов». Различия возникают по географическому принципу — к примеру, в странах Скандинавии люди поколения Y менее склонны к лидерству, чем в Мексике (47% норвежцев против 76% мексиканцев), и еще больше их в США — 77%. Если говорить о менеджменте, то представители всех трех поколений больше предпочитают стиль коучинга и менторства, чем прямого контроля. В то же время поколение Z называет свободу и ответственность привлекательными чертами лидерства.

Отношение к лидерству мужчин и женщин тоже разнится:

  • Поколение X — лидерами хотят быть 63% мужчин и 52% женщин;
  • Поколение Y и Z — лидерами хотят быть 63% мужчин и 61% женщин.

Резоны у участников опроса разные: женщинам поколения X в лидерстве нравятся вызовы, которые ставит работа, так же, как и возможность быть ментором, делиться своим опытом. Для женщин поколения Y коучинг более предпочтителен, чем другие преимущества лидерства, а для представительниц «зетов» высокий уровень ответственности имеет наивысшую привлекательность. Мужчины же всех трех поколений указывают высокую зарплату и ответственность в качестве преимуществ.

Исследователи также спрашивали о барьерах на пути к лидерской позиции и обнаружили, что женщины, невзирая на возраст и страну проживания, называют таким барьером стресс, чувствуют недостаток уверенности в себе и боятся показать худшие результаты, чем их коллеги-мужчины. Кроме того, женщины-миллениалы в Китае беспокоятся о недостаточных возможностях для развития, в США опасаются не реализовать карьерные цели, а в Швеции остерегаются переработок.

Для компаний-работодателей критично важно увидеть барьеры, которые удерживают женщин на карьерном пути. Многие глобальные корпорации вводят политику инклюзии, не адаптируя ее под национальные потребности, в то время как специфические проблемы женщин из разных стран учитывать просто необходимо.

— Читайте также: Эксперимент Швеции: Мало работы — меньше заботы

Предпринимательские амбиции

Исследование показало, что представители всех трех поколений крайне заинтересованы в предпринимательстве, к примеру, каждый четвертый студент поколения Z хочет открыть свой бизнес. А из тех людей, кто уже работают, каждый третий хочет стать предпринимателем. При этом на вопрос, хотят ли они работать в международной компании или открыть свое дело, люди поколения Z предпочли первое, а Y и X — второе. Самые низкие показатели желания работать на глобальные корпорации в Мексике и Индии, 27% и 25% соответственно.

Технологии как базис

На вопрос, какие технологические новшества станут революционными в работе будущего, большинство «зетов» ответило, что это виртуальная реальность. С другой стороны, поколение X отмечает, что технологии виртуальной реальности будут иметь мало влияния, и более сильными считают программное обеспечение для управления проектами, облачные технологии и обучающие приложения — на это делают акцент в Германии, Японии и России.

Если говорить о том, насколько технологии помогают или же мешают в работе, то люди старших поколений считают их помехой, в частности в Великобритании, Швеции и Норвегии. В то время как люди поколения X из Дании, Швеции и Мексики считают технологии помощниками. Нет единогласия и среди самого младшего поколения: «зеты» из Германии, Японии и Мексики говорят о пользе технологий, а на их вреде настаивают в Китае, США и Канаде. Впрочем, представители всех трех поколений согласны в том, что цифровые возможности компаний — еще не весь «свет в окошке», они важны, но не критичны. 

Более 70% всех опрошенных считают важными гибкие условия для работы, что будет сохранять актуальность и в следующие десять лет. А швейцарцы самым важным условием называют гибкость. Также респонденты опроса предпочитают разные виды тренингов на работе. На вопрос об онлайн-курсах от работодателя 70-78% всех участников ответили утвердительно. При этом, если человеку дается выбор между онлайн-обучением и личной сессией, то 69% «зетов» предпочли личное общение, а 75% «иксов» и 79% «игреков» все же выбрали онлайн-тренинг.

Вопрос призвания

В общем же представители всех поколений озабочены тем, подходит ли им работа, которую они выполняют, особенно этот вопрос волнует жителей Японии, Испании и Франции. При этом большинство «иксов» тревожатся о достойной пенсии, недостатке возможностей для роста и нестабильности своего положения в компании.

Источник: hbr.org 

— Читайте также: Онлайн-бізнес самотужки: 11 порад для підприємців-початківців