Game education: Почему стоит учить детей в игровой форме

Плюсы и минусы геймификации образования

Виктория Жукова, менеджер онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply.

Традиционные подходы в образовании больше не работают так эффективно, как 20 лет назад: образовательные институты просто не могут конкурировать за внимание студентов с социальными сетями, видео на YouTube и компьютерными играми. По статистике Knewton, более миллиона студентов в США каждый год бросают школу или колледж, потому что им не интересно учиться. При этом суммарно за неделю все геймеры планеты проводят более 3 млрд часов за компьютерными играми. Самые упорные игроки уделяют этому хобби до 45 ч в неделю, а размер сообщества заядлых геймеров внушителен — около 5 млн.

Как поступают при этом лидеры в сфере образования? Они превращают давнего врага классического образования — компьютерные игры — в инструмент для вовлечения студентов и повышения эффективности занятий.

Ликбез

Геймификация (или игрофикация) — это использование игровых алгоритмов в неигровой ситуации, в данном случае — в обучении. Спектр для внедрения игр в различные сферы жизни очень широк. Один из принципов геймификации мы рассмотрим непосредственно в этой статье. Итак…

Примеры геймификации

Первое, что приходит на ум при слове «геймификация», — обучающие игры. Но это только одно из ее проявлений. Подход «познавать мир, играя» применяют педагоги, чтобы научить маленьких детей простым вещам. Ребенок играет и попутно приобретает новый опыт и навыки. Однако геймификация образования не сводится к одним только игровым формам обучения. Суть этого инструмента — выстроить учебный курс таким образом, чтобы ученик был вовлечен в обучение как в интересную игру.  

Вот примеры элементов игрофикации в образовательном курсе:

  • разделение материала на «ступени» (переход на новый level);
  • новый материал — только после закрепления пройденного (в конце «левела» нужно сразиться с «боссом»);
  • визуализация прогресса и поощрений — стикеры, инфографика, баллы, медали;
  • внимание к особенностям возрастной психологии;
  • дух соперничества или наоборот, призыв объединяться в команды;
  • синергия навыков — цели, которых возможно достичь только с применением нескольких простых умений.

Благодаря этому учебный процесс не скучный, а напротив, мотивирует. И при этом не обязательно урок называть игрой.

В действии

За последние 5 лет использование компьютерных игр в учебных целях значительно возросло. Традиционные игры используются как учебные пособия для изучения конкретного предмета. Так, теорию вероятности в США учат по игре Dungeons & Dragons, а в Minecraft: Education Edition школьники младших классов овладевают основами инженерии и планировки городов. В популярной игре 90-х Carmen Sandiego дети учат географию и историю.

Геймификация активно завоевывает новых адептов, независимо от их возраста и специализации. Учителя теперь сами разрабатывают игры и целые авторские системы обучения, руководствуясь «игровым принципом». Игровые элементы эффективны и в обучении взрослых. В 2015 году Educause Review рассказывал о том, как команда Going Google обучала IT-персонал школы Нотр-Дам используя систему, основанную на сервисах Gmail и Google Calendar. Учебный курс, который оформили в тематике Star Wars, назывался Google Apps Jedi Academy. Во время обучения и тестирования студент проходил путь от падавана до Мастера Йоды. Курсы стали настолько популярными, что их прошли даже преподаватели школы, которые приходили на занятия в костюмах по мотивам фильма.

Почему геймификация так важна сегодня

Согласно докладу Babson Survey Research Group, с 2015 по 2016 год число студентов, зарегистрированных хотя бы на один онлайн-курс возросло на 5,6%. Это больше, чем за предыдущие 3 года. На популярных обучающих онлайн-платформах (например, на Coursera) можно найти курсы ведущих университетов мира. Также университеты все чаще используют облачные хранилища, чтобы хранить лекции и делиться учебными материалами в онлайн-библиотеках.

С каждым годом увеличивается число образовательных приложений на любые темы: от косметологии до космологии. Образование все больше погружается в онлайн и максимально адаптирует новые технологии для обучения. Однако и сами методы обучения должны меняться согласно духу времени, ведь именно несоответствие между школой и реальным миром больше всего демотивирует учеников.  

Геймификация помогает преодолеть пропасть между книжной теорией и задачами в настоящем мире. Когда обучение построено по принципу игры, студенты учатся брать ответственность за свои успехи, свободно принимать решения и экспериментировать. Затем эти бесценные навыки помогают при решении реальных задач на работе, в бизнесе и социуме.

Критика

Любой инструмент имеет преимущества и недостатки, поэтому нет ничего удивительного, что принцип геймификации критикуют за недочеты. Например, многие осуждают ее как раз за новую систему мотивации: мол, она учит учеников механической реакции и действует как «мотивационная морковка». Критики утверждают, что мотивация к обучению должна идти изнутри, без задействования внешних стимулов. Также сетуют на то, что игры порождают конкуренцию, и учеников захватывает только дух соперничества, а не содержание курса.

В этом есть доля правды: форма не должна стоять над содержанием. Неправильно интегрированная в учебный процесс игра может дать обратный эффект. Но не стоит клеймить саму концепцию из-за частных неудачных кейсов.

Суть геймификации не в подмене понятий и не в попытке заменить учебу игрой. Это — поиск нового подхода на стыке образования и развлечений, ведь на перекрестке разных областей всегда рождается что-то новое и интересное.

— Читайте также: Большая редкость: Топ-5 необычных специальностей

Мы в Facebook