Глеб Загорий: «Основы семейного бизнеса закладываются не образованием, а семейным воспитанием с раннего детства»

7 советов об успехе в семейном бизнесе

Глеб Загорий, народный депутат, совладелец фармацевтической фирмы «Дарница», в рамках Business Wisdom Summit рассказал о том, почему считает модель семейного бизнеса эффективной, об испытаниях, через которые прошел благодаря поддержке отца, а также о принципах, которые пригодятся в построении семейного и любого другого бизнеса.

Моя жизнь прошла на «Дарнице» и с «Дарницей», я представитель второго поколения владельцев этого предприятия. Мой отец обычно говорил, что у него трое детей – я, моя сестра и собственно «Дарница». В таком случае у меня их четверо – мальчик, две девочки и «Дарница». И мне не стыдно за то, как я преумножил состояние семьи.

О семейных ритуалах

У нас есть символичная тарелка, которая, переезжая из кабинета в кабинет, сопровождает меня всю мою сознательную управленческую жизнь. Она сделана в 1930-е гг. на знаменитом Ленинградском фарфоровом заводе, и на ней крупно написано: «Благословен труд свободный». Эти три слова мы вкладываем в философию семейного бизнеса. Когда мне приходилось нанимать топ-менеджеров, то в конце основного интервью при принятии решения я спрашивал: «Коллеги, понимаете ли вы смысл написанного на тарелке? Разделяете ли вы этот принцип?». Чаще всего люди соглашались. Позже я снова спрашивал этих людей, помнят ли они об этом девизе и не изменилось ли их понимание. Если я чувствовал перемену, то мы прощались с этим человеком. Почему эти три слова? На наш взгляд, принципами и основными ценностями нашей семьи, которые движут нами, являются «семья, труд и свобода».

О модели семейного бизнеса

Не секрет, что модель семейного бизнеса является самой древней, традиционной и по некоторым параметрам до сих пор является самой эффективной моделью ведения бизнеса. Нам всем известны такие фамилии, как Морган, Ротшильд, Крупп. Компании Sony, Samsung, Prada, Etro, BMW, Toyota – ярчайшие представители семейного бизнеса, создававшиеся поколениями, и эффективность их доказана. В последние 20 лет в США 90% компаний малого и среднего бизнеса являются семейными; в маленькой Финляндии 90% компаний с количеством сотрудников, не превышающим 20 человек, — тоже семейные; 80% всех промышленных предприятий Германии – семейные; очевидный лидер, Италия, стоит на традиционных семейных основах – там 94% всех зарегистрированных в госреестре компаний являются семейными.

14424701_1293538764023980_2180997069817768154_o

О детстве

Науке строить семейный бизнес никогда не обучишься в университете. Как правило, семьи консервативны и никогда не делятся своими ноу-хау, тем более, если это не первое, а второе или третье поколение. Основы семейного бизнеса закладываются не образованием, а семейным воспитанием, передачей знаний от отца к сыну, что начинается с самого раннего детства. Мы жили в Лубнах, районном центре на Полтавщине. Восьмилетним мальчиком я был выбран командиром октябрятских войск, и за две недели до мероприятия я назубок знал речевку и свои действия. Но в день мероприятия, подходя к площади, я понял, что все совсем не так, я все забыл. Увидев тысячи людей на площади, я стушевался, это был первый подобный опыт для меня. Я был в сумасшедшем шоке. Слава богу, рядом оказался мой отец, который не сказал ни слова о том, что я должен повторить речевку и вспомнить, что нужно делать. Он сказал: «Сын, в этом городе знают нас, маму и папу, у нашей семьи здесь есть репутация. Ты представляешь интересы семьи и не можешь сдать этот экзамен на четверку». До сих пор верю, что отец гордится тем, как я прошел это испытание.

Об испытаниях

Отец приготовил мне испытание продажей бизнеса. Выйдя в 2009 году из попытки рейдерского захвата, мы потеряли темп развития, рыночные позиции, позиционирование и доверие, так как все усилия были направленные на борьбу. В этот момент нам предложили продать компанию, и мне было поручено пройти аудит и подготовить ее к продаже. Юридическое парафирование и подписание сделки должно было пройти в Лондоне. Я помню прощальные слова и выражение лица моего отца, но тем не менее я улетел в Лондон. На следующее утро я в течение четырех часов прошел все необходимые процедуры, но в момент подписания интуитивно попросил паузу, вышел, немного подумал, позвонил отцу и сказал: «Сделки не будет». Я объявил это потенциальному покупателю, ввергнув того в состояние паники и недопонимания, тем нем менее так я прошел это испытание. До сих пор я убежден, что в тот момент, когда мне пришлось вспомнить, для чего меня готовили, на что надеялись, что передали, и я должен доказать это результатами, способностью преумножать и не падать, – этот урок я вынес тогда и уверен, что больше никогда не войду в такое состояние. Мы не намерены продавать свой бизнес, мы динамично развиваемся.

— Читайте также: Андрей Булах: «Мы должны быстро меняться, чтобы быть успешными в будущем»

14444843_1293538824023974_4947226024588869703_o

Я сформулировал советы, которые пригодятся в построении и семейного, и любого другого бизнеса:

Будьте ответственны перед семьей

Обычно ответственность за сделанную или не сделанную работу перед коллективом можно переложить на кого-то, спрятаться от нее или уехать в отпуск, но ответственность перед семьей никуда не исчезнет – ты смотришь в глаза своих родных, которые только на тебя надеются и рассчитывают. Семья делегирует тебе лидерскую роль полной защиты и заботы обо всех ее членах. Для молодого поколения ответственность перед семьей – это вызов, испытание.

Вовремя передайте свое дело детям

Каждый выбирает свой путь, но вовремя передать дело – это экзамен на зрелость семейной философии и ценностей, которые из поколения в поколение передаются. Статистика дает и такую цифру: в 70% семейных бизнесов передача неудачна, дети не хотят заниматься делом своих предков, в третьем поколении только в 10% случаев бизнес переходит к потомкам. Отец меня с детства учил помнить об одном: когда, как и с чем передавать бизнес. Когда мне было 33 года, он передал мне бразды правления, на тот момент у меня уже была 15-летняя карьера на предприятии – от самого низа до самого верха. Когда мы собрались с семьей, чтобы отпраздновать это событие, к которому семья готовилась долго, отец уступил мне место главы семьи за столом, и с тех пор мне приходится сидеть за этим местом, а отец располагается справа. Это значит, что не только в бизнесе я принимаю на себя роль главы семьи – это касается и жизни моей сестры, и ответственности за родителей.

Развивайте партнерство

Мы определяем партнерство как мудрость поколений. Молодые люди обладают энергией, знаниями, здесь можно вспомнить закон Мура, согласно которому каждые 18 месяцев объем информации в современном мире удваивается. С другой стороны старшее поколение обладает опытом и мудростью. Основная задача современных бизнес-династий – делать молодое поколение мудрее, увидеть задатки мудрости у молодежи и развивать их. У каждого есть и свое определение богатства. В нашей семье богатство измеряется не количеством денег на расчетном счету, не активами и даже не сбережениями. Мы измеряем богатство временем, когда старшее поколение, отойдя от активного управления, может себе позволить наблюдать, как бизнес преумножается.

Не бойтесь падать

В последнее время меня не увлекают книги об успехах семей и отдельных личностей – они шаблонны, одинаковые истории движения из точки «ноль» в точку успеха. Увлекают меня те книги, которые рассказывают о подъеме, падении и способности опять подняться. Из них мы можем получить отличный урок – не бояться падать, рисковать, принимать удар. Когда читаешь книги об ошибках, то глубже понимаешь то, о чем слышал в детстве. Отец всегда учил меня извлекать уроки из своих ошибок и ошибок умных людей.

Делитесь успехом

Дональд Трамп прошел падения и взлеты, получил состояние от отца и преумножил его. Трампу принадлежит такая фраза: «Благотворительность – это самая большая благодарность за счастливую и успешную жизнь». Я для себя определяю короче – это плата за успех. Как известно, самые крупные благотворительные инициативы в мире основаны семейными фондами, которые кроме денежных средств, накопленных поколениями, могут передать свою философию, ценности, ошибки, на которых учились поколения. Мы тоже приняли решение создать благотворительный фонд семьи Загорий и гордимся этим. Мы системно занимаемся реализацией благотворительных проектов в трех сферах: культура и искусство, здравоохранение и культура благотворительности.

Нет накопительству!

Думаю, не часто можно услышать термин «культура благотворительности», но на ум приходит фраза знаменитого украинского мецената, сахарозаводчика времен Российской империи Евгения Чикаленко: «Любить свою страну и землю может каждый до глубины сердца и души. Это понятно. Попробуй любить эту страну до глубины собственного кармана». Поэтому нужно давать бой накопительству! Корневая ценность нашей семьи – деньги должны работать, их нужно вкладывать в страну, инвестировать в создание рабочих мест и реализацию социальных программ. Нам есть чем гордиться: за последние 15 лет мы вложили $20 млн в активы украинских предприятий. Мы никогда не имели долгов и можем себе позволить покупать по настроению. Когда у нас появилась возможность приобрести активы в Украине, мы единственные прошли критериальную базу по государственному конкурсу, доказав легальность денег на нашем счету.

Будьте экономическими патриотами

Экономический патриотизм позволяет человеку гордиться сделанным. Высочайшая степень доверия к тому или иному продукту вызвана тем, что он сделан семьей. Меня недавно поразил тизер новой продукции компании Volvo, где была написана необычная фраза – Made by Sweden, «Сделано Швецией». Это значит, что туда вложена и культура, и традиции, и история, уникальная идентификация шведского народа, которая стимулирует максимально доверять. Я мечтаю, чтобы когда-нибудь в Украине было множество семейных предприятий. Я верю, что мы к этому придем, и на наших товарах будет написано Made by Ukraine.

Фото: Татьяна Довгань, Виталий Головин

— Читайте также: 30 инсайтов с Business Wisdom Summit