Грани толерантности: Как уберечь особенного ребенка от нападок

Агрессия, безразличие, черный юмор – все это защитные механизмы

21.09.2016

В школе №6 в Броварах родители первоклассников добились того, чтобы ребенка-инвалида перевели в другой класс. 23 заявления с таким требованием было написано, потому что, по словам родителей, они не были предупреждены, что класс будет инклюзивным. Они ошибочно полагали, что все дети будут вынуждены обучаться по программе для детей с особыми потребностями. В ситуации разобрались, перед мальчиком и мамой извинились, но осадок, как говорится, остался. Ведь родители сразу решительно настроились именно против мальчика, а не школы или «системы». И это очень «тревожные звоночки» для нашего с вами светлого будущего.

Наше общество пока лишь на словах готово принять пресловутые европейские ценности. Отдельный родитель среднестатистического ученика может поставить под угрозу все образовательные реформы. Потому что реформы должны пройти в первую очередь в головах, и не один закон не сработает, пока люди сами не захотят этих перемен. Конечно, после широкой огласки этой ситуации, конкретно для этого ученика все закончилось хорошо. Но скольким родителям «особых» детей приходилось не раз слышать нападки и оскорбления в свой адрес? Сколько из них сталкивались с тем, что их ребенка не принимали, не хотели видеть в кругу здоровых детей, отказывались видеть в нем личность? Остановить этот порочный круг обид и недовольства можно и начинать нужно с изменения своего отношения взрослыми. Тогда дети получат достойный пример.

Инклюзивное обучение, основываясь на принципе обеспечения каждому ребенку права на образование, учло все факторы возможного риска: и специальные учебные программы, и сопровождение особых детей помощниками учителя. Непредсказуемым фактором осталась лишь реакция других учеников и их родителей. Неподготовленность взрослых, низкий уровень толерантности и терпимости тормозит процесс интеграции детей с особым статусом в общество. Физическую инвалидность можно заметить сразу, а как на счет «моральной» инвалидности?

kinopoisk.ru

У Рэя Брэдбери есть рассказ «Все лето в один день», в котором дети не могли принять, что их одноклассница другая, им это не давало покоя, они дразнили ее. Марго отличалась от них молчаливостью, замкнутостью, она не могла привыкнуть, что все время льет дождь. Дети не могли простить ей, что она помнила солнце и небо, а не вечный дождь, и что не хотела смириться с вечным дождем на Венере. Там солнце выходило из-за туч раз в семь лет и 9-летние дети не могли помнить, какое оно. А Марго помнила, потому что только 5 лет как прилетела с Земли. И как же поступили с ней дети? В тот единственный день, когда солнце раз в 7 лет показалось на несколько часов, они закрыли ее в чулане.

Дети могут быть очень жестокими, если им не объяснять и не показывать позитивный пример. Травлю нужно останавливать не на уровне запрета «Нельзя и все!», а на уровне понимания. Как непросто быть не таким, когда не можешь ходить или правильно держать ручку, когда сосредоточиться на доске на 10 минут – сложная задача. Когда очень хочешь жить «полной грудью», дружить и радоваться, но это дается не легко.

Детям нужно объяснять. Не давить на жалость, а объяснять, что бывает так, а бывает и по-другому. Что все люди рождаются разными, могут пережить серьезные травмы, и это далеко не всегда следствие их личного выбора, что ни чуть не умаляет их человеческой ценности.

Первоклассник испытывает стресс первые несколько месяцев после того, как он пошел в школу. Ему нужно адаптироваться к новым условиям, учителю, урокам, оценкам. Ребенок с инвалидностью испытывает двойной стресс: ему нужно точно так же пройти период адаптации и при этом найти свое комфортное место среди одноклассников. Ситуация в броварской школе может добавить к непростому периоду мальчика травмирующий фактор: его оттолкнули, указали на то, что он не такой. Никто не подумал, что ему и так непросто справляться с вызовами этого мира, на него еще и напали за то, что он не во всем похож на остальных детей.

Ребенок (не важно, с инвалидностью или абсолютно здоровый), когда его отвергают, испытывает сильный стресс и чувство тревоги. Каждый день во враждебной атмосфере оставляет отпечаток на детской душе. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли и оказались в будущем, где меньше насилия и агрессии, чем сегодня, ситуации травли других учеников нельзя допускать. В Украине более 165 тысяч детей с особыми потребностями в возрасте до 18 лет. Эта цифра с каждым годом растет, и из этих детей вырастают взрослые, такие же полноправные участники социальных процессов.

Забудет ли этот мальчик из школы, как и почему его перевели в другой класс? Или для него это останется травмирующим воспоминанием? Зависит от того, как дальше будут к нему относиться одноклассники и не будет ли его инвалидность ставиться ему в упрек, не будут ли ему намекать на то, что он мешает своим присутствием. Особые дети часто бывают психологически травмированы неприязнью и неадекватным отношением к ним окружающих.

Какой урок вынесли из этой ситуации одноклассники, оказавшиеся свидетелями нетолерантного поведения своих родителей? Какие выводы они сделали? Пока рано об этом судить, но хочется надеяться, что следующее поколение будет воспринимать ребенка в инвалидной коляске или с ДЦП в первую очередь как личность, а потом уже замечать, его особенности. Потому что сила любого общества в его сплоченности, готовности протянуть руку помощи и защитить тех, кто в этом нуждается.

— Читайте также: Стартовала кампания по защите прав женщин и девочек с инвалидностью

Каждому из нас нужно искать терпение и понимание в себе, а после транслировать это нашим детям. Нужно сначала победить своих драконов. Многие родители против совместного обучения их детей с особыми учениками из-за нерациональных опасений, что их детям учителя уделят меньше внимания, что они будут тянуть их назад и тормозить обучение. Но тяжелее всего то, что их страшит «инаковость» детей с особыми потребностями и огромный страх перед мыслью о том, что такое может, на самом деле, произойти с каждым. Многие все еще находясь во власти предрассудков и суеверий, боятся даже посмотреть в сторону людей с проблемами и непростыми судьбами.

Агрессия, безразличие, черный юмор, попытки изгнать – все это защитные механизмы, которыми изощренно пользуется психика, предпринимая отчаянные попытки уберечь себя перед животным страхом и бессилия.

В Украине необходимо внедрять социальные программы, объясняющие не только детям, но и взрослым, что стоит за диагнозами и особым статусом ребенка-инвалида. Наше общество нужно готовить к тому, что во всем цивилизованном мире люди с инвалидностью — активные участники социальных процессов. Они имеют такие же права и их нельзя игнорировать и сбрасывать со счетов.

В нашем обществе обязательно и безоговорочно должны быть приняты принципы поведения по отношению к людям с особым статусом. Главный из них: у них столько же прав, как и у всех остальных. Никто не должен препятствовать реализации прав на получение образования. Диагноз сам по себе не может быть причиной отвержения или неприятия. Это так же беспочвенно, как разделять людей по цвету глаз или кожи.

Сейчас появляется детская литература, например, как «Шапочка і кит», «Гарбузовий рік» Катерины Бабкиной, где герои – обычные дети, но с тяжелыми диагнозами (как Шапочка) или с особенными потребностями. Дети нас слышат и следуют нашему примеру. Толерантности можно научить так же, как и чтению или письму. Серия известных экспериментов с куклой Бобо это подтверждает. Взрослый наказывает куклу, ребенок повторяет за ним без объяснения причин. Помните об этом, ругаясь при ребенке на «дурацкие реформы», что нормальные дети вынуждены учиться с «не такими».

На Паралимпийских играх в Рио-де-Жанейро украинская сборная выиграла 117 медалей, заняв третье место. Эти спортсмены доказали, что для них нет невозможного. Хотя когда-то они так же могли страдать из-за своей «инаковости». Можно быть абсолютно здоровым, но не сделать ничего выдающегося, прожить посредственную жизнь. Не диагноз и не медицинский статус определяет масштабы нашей личности.

— Читайте также: Без жертв: 6 способов защитить ребенка от насилия