Хлои Комби: «Для поколения Z быть взрослыми значит принимать ответственность за социальные проблемы»

Исследователь о том, чем живут «зеты»

Сейчас «зетам» 13-23 года, и скоро они будут составлять главную рабочую силу во всем мире. Пора понять, что они думают не так, как старшие поколения, и научиться с ними взаимодействовать. Британская журналистка Хлои Комби изучает поколение Z уже несколько лет, в Украину она приехала, чтобы в рамках совместного проекта Украинского католического университета, UNICEF Ukraine и Practicum провести тренинг по вовлечению молодежи в социальные изменения, а в интервью WoMo рассказала о ценностях и страхах «зетов».

Существуют ли различия между представителями поколения Z в разных странах и регионах?

И да, и нет. Есть сходства, их связывает онлайн-мир, интернет-платформы. Это первое поколение, которое имеет такие универсальные черты, куда бы вы ни поехали, там будут знать об Instagram. А разница в отношении разных стран к молодому поколению. Если взять Скандинавию, там по отношению к «зетам» настроены крайне позитивно, их благополучие всегда учитывается, поэтому там такая успешная система образования. А в некоторых странах Европы и в Америке молодежь часто воспринимают как бремя. Пожилым людям помогают намного больше. В Европе и Америке их саркастично называют «снежинками» — в том смысле, что они считают себя особенными и уникальными, не похожими ни на кого, как не бывает двух одинаковых снежинок. Старшие отмечают, что они слишком много жалуются, слишком чувствительны, у них нет полезных навыков. И это говорит не просто о разрыве поколений, а практически об их противостоянии — X и Z. Это проявления эйджизма.

А что насчет стран, в которых нет интернета? Мы можем отнести людей соответствующего возраста к «зетам», если у них нет доступа к онлайн-миру?

Я не проводила соответствующего исследования, потому что в странах, у которых нет доступа к интернету, нет свободы слова, как, например, в Северной Корее. Эти страны консервативны и обычно ими управляют пожилые мужчины, у них достаточно традиционные ценности. Но представителями поколения Z людей делает не только интернет. Для предыдущих поколений единственным способом донесения информации были газеты, телевидение и радио. Для зетов интернет — такая же платформа обмена информацией, но поколение не сводится только к интернету. Они достаточно вовлечены в вопросы политики, их волнуют социальные темы, гражданские права и проблемы экологии. Также они живут в быстро меняющемся мире и чувствуют себя ответственными за эти изменения.

Многие считают зетов инфантильными, так ли это?

Молодежную культуру всегда считали инфантильной. Поэтому, когда зетов судят по дурацким видео на Youtube, это несправедливо, —молодежь любого поколения любила сортирный юмор и отвратительные шутки, это не только про зетов. Но при этом могу сказать, им действительно стоит найти более серьезные ролевые модели. Например, как Малала, она вдохновляет многих молодых людей. Принимать ответственность за социальные проблемы — это для них и значит быть взрослым. Для их родителей это означало купить дом, жениться и завести ребенка. Но из-за экономической ситуации и социальных изменений заводить детей в 24 года становится достаточно странным, все больше женщин рожают после 35. Поэтому понятие «взрослый» видоизменяется. Вопрос в другом — они этого не делают, потому что не хотят или потому что не могут себе позволить из-за финансового положения. Если бы зетам предложить возможность почувствовать себя более финансово стабильно и завести семью раньше, не думаю, что они бы отказались. Поэтому для них взрослая жизнь одновременно и видоизменена, и отсрочена. То, что раньше люди делали в 20-30 лет, сейчас они делают в 30-40. Но и продолжительность жизни тоже увеличилась. Все это как бы растянуто во времени.

Заинтересованы ли они в лидерстве?

Думаю, заинтересованы, но одна из главных проблем зетов — они не любят сложностей, вызовов. Им не нравится длительный и сложный путь к вершине. Они заинтересованы в предпринимательстве и бизнесе, но только если они при этом выглядят эффектными, знаменитыми и успешными. Если им сказать: «Ты можешь начать выкладывать видео на Youtube и через год ты станешь известным блогером, но это продлится только один год», они будут в восторге. Но если им предложить запустить за этот год, допустим, строительный бизнес, в котором может быть холод, грязь, тяжелый труд, но в итоге он будет приносить хорошие деньги и это продлится долго, такая перспектива их намного меньше порадует. Красивую картинку им проще продать, чем идею тяжелого труда. Потому что это не запостишь в Facebook. Они всегда думают о том, что от этого получат, и если это деньги, слава, секс, это восторг. Но если это тяжелая работа, даже если она приносит хорошие деньги, это не так привлекательно. Я говорила с тренерами, которые готовят олимпийские сборные, и они делились своими впечатлениями: если 20 лет назад человек, которому сказали, что он может бороться за честь своей страны, был бы счастлив удостоиться такой чести, то представитель Z спросит: «Не слишком ли это будет сложно и сколько мне заплатят?».

Игра на музыкальных инструментах тоже постепенно уходит в прошлое, все меньше детей записываются в музыкальные школы. Потому что это тоже требует усилий в долгосрочной перспективе.

Чего они боятся?

Провала и насмешек. Быть публично осмеянными. Они панически боятся нелестных фото, глупых видео, все, что находится в онлайне, должно быть идеальным. Они очень держатся за иллюзию идеальности, а проявлять себя настоящего боятся. Искусство смеяться над собой постепенно вымирает. Они умеют говорить о своих проблемах, что им грустно, у них стресс, но они не умеют это анализировать и докапываться до причин.

Как родителям, учителям и работодателям найти к ним подход?

Дать им независимость. Самая большая ошибка — быть слишком добрыми и делать что-то за них, платить за их аккаунт на Netflix, снабжать деньгами после того, как они закончат учебу. Эти добрые намерения ведут к негативным последствиям. Они могут никогда не научиться самостоятельно зарабатывать и принимать риски. А именно рисков они очень не любят, это одна из особенностей поколения Z. И это плохо, потому что когда ты растешь, риск помогает тебе развиваться. Но мы так привыкли защищать подростков от всего на свете, что это сделало их тревожными и слабыми.

А что насчет работодателей?

Работодателям стоит следовать трем правилам. Первое: хорошо их тренировать. Зетам нужны четкие инструкции и руководство, как себя вести, как одеваться, во сколько приходить и уходить, чтобы они научились чувствовать границы. Второе: понятная политика повышения сотрудников. Никто не будет оставаться на работе, если не видит перспективы роста. Третье: нужно пересмотреть иерархию, при которой старшие находятся на вершине. Потому что сама по себе эта идея неправильная, отбор сотрудников на руководящие должности должен основываться не на принципе возраста, а на таланте. Систему нужно пересмотреть.

Подготовила Оля Полякова

Услышать истории от украинских подростков вы сможете на всеукраинской конференции уникальных тинейджеров «Завтра__» 24 ноября в Киеве.

Программа мероприятия

— Читайте также: Поколение Z: Жизнь с эффектом Photoshop

Мы в Facebook