Дженнифер Фрид, тренер для родителей, учителей и учеников по социальным навыкам и эмоциональной грамотности, расскажет, что делать родителям, чтобы помочь детям вернуться за парты.
Щодня ми працюємо на інфофронті, виствілюючи подвиги українських жінок та впливаючи на світову спільноту інформаційно.
Ми просимо нас підтримати, аби ми й надалі могли виконувати нашу місію на шляху до української перемоги
Підтримати womo.ua
Жизнь сегодняшних школьников стала если не сложнее, то уж точно запутаннее, чем у предыдущих поколений: насилие в школе, кибербуллинг, завышенные ожидания родителей и учителей. Из-за этого и многие родители становятся очень тревожными, а тревожные родители — дополнительный фактор стресса для ребят. Когда мы не находим эмоциональный баланс и позитивное видение, мы становимся пленниками автоматических реакций: сражаться, убегать или замереть. Эти инстинктивные реакции ведут к отчаянию, панике или даже насилию. Напуганный ученик не может хорошо учиться. Суицидальные жесты могут стать вирусными среди эмоционально уязвимых ребят. Некоторые могут «прятаться» в алкоголе, наркотиках, курении. Как помочь молодыми людям от 12 до 24 лет?
Начало учебного года должно быть для нас, родителей, радостью, а превращается в особый вид стресса. Для того, чтобы школа стала мирным и доброжелательным к детям местом, начать работу мы должны дома. И соблюсти нам придется всего четыре условия для того, чтобы создать дружественный к ребенку и его школьным обязанностям климат. И эти четыре условия относятся к нам, к нашей осознанности как родителей в процессе воспитания.
1. Стиль общения
Как мы говорим с детьми, так и они говорят с нами, это мы формируем их здоровые или нездоровые навыки в общении. Начните с того, что начнете распознавать свои эмоции и озвучивать их, не бичуя себя, как агрессора, и не оплакивая себя, как жертву. Дети очень ценят такой стиль общения.
Открытость и откровенность. Используйте «я-сообщения». Вместо «ты такой лентяй, никогда не делаешь, как тебя просят!» — «я очень сержусь, когда ты не выполняешь моего поручения. я бы хотел/а, чтобы ты к пяти часам закончил/а с этим поручением и еще убрал/а у себя в комнате, чтобы восстановить доверие». Вместо «прекрати шуметь!» — «у меня сложный день, на работе меня нагрузили и расстроили. Мне нужно немного тишины, чтобы прийти в себя и тогда я с тобой поиграю и помогу с домашними заданиями».
Останні новини
- Фільм «Ворон» скоро вийде в український прокат: дата прем’єри, трейлер, сюжет
- Від смерті до життя. Незвичайна виставка відкрилася в Ірпінському історико-краєзнавчому музеї
- Конкурс соціальних ініціатив «Відповідальна країна 2.0»: голосування розпочалося
- Перші: як Жасмін Періс, єдина з жінок, подолала загадковий і найвиснажливіший ультрамарафон світу
- Форум жіночого лідерства SUPERWOMAN повертається у Київ з новою темою Новости на главной
Одобрение. Дженнифер Баффетт, которая занимается исследованиями в области социализации и эмоций, нашла универсальную фразу: «Каждый хочет быть уверенным, увиденным и оцененным». Когда мы показываем человеку, что видим его, замечаем, скорее, его старания, а не достижения, то человек расцветает. Это обращает внимание людей на их сильные стороны и мотивирует лучше, чем «разбор полетов». Например, ребенок сразу же после школы сел за уроки. Ваша реплика: «Я отметил/а, как ты без проволочек и напоминаний сел/а за домашнее задание — меня это впечатлило!»
Установка «да, и…». Многие дети и взрослые умеют понимать, что не так и как это исправить, потому что именно эта способность стала ключевой в вопросе выживания нашего вида. Именно поэтому, думая о выживании и безопасности детей, родители часто говорят им «нет». Говорить «да, и…» — значит признавать точку зрения ребенка и вовлекать его в принятие компромиссного решения, где его чувства оценены и поняты. Например, ребенок просит разрешить ему лечь спать позже обычного. Раньше мы бы, исходя из рассуждений о благе ребенка (не выспится, заболевает, перевозбужден, не справляется с уроками, придется тоже не спать, так и привыкнет ложиться поздно), сказали бы «нет, нельзя». Скажите: «Это прекрасная идея, но завтра тебе рано вставать, поэтому мы обязательно будем полуночничать на выходных!»
2. Разрешение на ошибку
Многие известные люди не боятся делать ошибки и спокойно извлекают из них уроки. Только климат экспериментов и позитивного риска способствует психологическому здоровью. Нужен четкий и без драм алгоритм выхода из ошибки и неудачи. Перфекционизм — инструмент пыток и для родителей, и для детей. Мы должны культивировать упорство, творческий подход и стойкость: давать возможность развивать идеи, ошибаться и делать «работу над ошибками». При этом, мы хотели бы, чтобы ребенок не отталкивал нас, когда мы направляем, и не игнорировал. Для того чтобы получить это, мы должны меньше думать о том, что в случае ошибки или провала детей ждут муки стыда и осуждения от окружающих. Поработаем сначала над собой, это же наши проекции говорят в нас и не оставляют детям пространства для позитивного опыта. Когда ребенку нужна поддержка и ободрение, важно назвать и принять также его горечь и другие сопутствующие неудаче чувства. Точно так же и мы, взрослые, должны прощать себя, но за помощью стоит обращаться к другим взрослым — людям, которым вы доверяете или к специалисту.
Разберем несколько примеров. Ребенок хотел стать старостой класса или главой ученического комитета школы, но не стал. Ваша реплика: «Я вижу, как тебе тяжело сейчас. Но, знаешь, мало кто еще из людей решался на такое дело. Тебе нужно немного времени, чтобы отойти, а потом мы разберем, что пошло не так. Я очень горжусь тобой — ты решился рискнуть.»
Если же вы реагируете не пропорционально ситуации, накричали, наговорили глупостей — не достаточно потом сказать просто «извини» ребенку. Вы должны объяснить, что так себя вести было нельзя и спросите, как бы вы могли исправить ситуацию.
3. Восстановление
Худшее, что мы можем сделать — это внушать детям, что жизнь всегда прекрасна или должна такой быть. Всем иногда бывает тяжело и плохо. Никому не должно быть стыдно из-за этого, и никого не нужно стыдить. Проживать свои истинные эмоции и говорить о них — признак настоящей внутренней силы. Если же взрослые прячут свои чувства, то они и детей подталкивают к такому же поведению. Так дети разучатся доверять себе и своим чувствам. Если кому-то плохо, а он говорит, что все хорошо, то результатом становится эмоциональная изолированность, а это — прямой путь к отчаянию и саморазрушению. Потребность в других людях — не слабость. Если мы озвучиваем нашу потребность в помощи, мы и детям подаем сигнал: обращаться за помощью — нормально. Более того, у психологически здоровых людей есть целая сеть близких друзей и доверенных специалистов, на которых можно рассчитывать в трудный момент. Подросткам в тяжелые моменты еще тяжелее: их логическое мышление еще недостаточно развито и им кажется, что плохо — это навсегда, что выхода нет. Подскажите ребенку и пользуйтесь сами вот такими установками «на черный день»:
- все чувства законны, испытывать разные эмоции — нормально.
- Ни одно чувство, испытанное тобой, не делает тебя плохим человеком.
- Когда ты чувствуешь злобу, — твори (рисуй, играй музыку, пиши, танцуй) и боль уйдет.
- Экстремальные чувства — знак, что тебе нужна помощь. Поэтому вместо истерик или самовредительства ищи помощь, даже если не хочешь.
- Находи позитивных людей, которые любят жизнь и имеют позитивные идеи. Они помогут тебе найти выход.
- Хорошая тренировка помогает поднять даже самое плохое настроение.
- Когда поддержка нужна другому, старайся хорошо слушать. Покажи, что тебе не все равно. Не читай нотаций. Доброта лучше осуждения. Проси о таком же отношении, когда плохо тебе.
- Даже самые великие люди мира проходили и проходят через тяжелые времена. Не сдавайся.
- То, что ты чувствуешь сейчас — не приговор на будущее.
4. Убираем негатив
Наше отношение определяет все. Если мы напуганы и неуверенны, то мир кажется опасным, как поле боя. Если нас кто-то обидел, — мы наперед представляем себе будущие обиды и забываем, сколько для нас было сделано хорошего. Отношение наше формируется из наших слов и историй. Если мы негативны, то становимся критичными и ограниченными. И, конечно, реальность следует за мыслью. «Я никогда не пробегу 5 км» — и не пробежите. «Я не знаю, удастся ли мне пробежать 5 км, но я попробую — и узнаю.» Есть разница, верно? Даже если не пробежите.
Если ребенок говорит: «Никто со мной не дружит!», то не отвечайте: «Нет, это не так.» Скажите, например: «Расскажи мне об этом, как тебе эта мысль пришла в голову. Давай разберемся, как ты думаешь о людях и о себе.» И, скорее всего, вы с ребенком придете к выводу, что вся эта история о жестоких и равнодушных людях возникла только из его мыслей.
Заменяйте слова, вы получите совсем другу картину. Например, страх. Вы говорите: «Я так боюсь начала учебного года у сына, как он там сам будет справляться!» Вы укрепляетесь в своем страхе и пытаетесь передать его другим. Замените страх на радостное волнение, на физиологическом уровне у этих эмоций много общего, только страх вызывает ощущение катастрофы, а радостное волнение наполняет предвкушением приключения. Новая реплика: «Вот это у ребенка новое приключение, совсем взрослый!»
Используйте проактивные слова. Вместо «Да ладно уже разводить нюни — поругалась с подругой, подумаешь! У людей вон какие проблемы — и ничего» скажите: «Ты допустила ошибку, но теперь твои чувства показывают, насколько ты любишь свою подругу и хочешь все исправить, твое сожаление — признак того, что ты хороший человек!» Не говорите: «Ты совершенно недостаточно занимаешься, поэтому никогда не получишь хорошего результата! Старайся больше!», а скажите лучше: «Я вижу, что работаешь и стараешься. Я хочу поддержать твои усилия, чтобы ты получил нужный результат. Как я могу помочь?»
Для того, чтобы поменять свой обычный тон на позитивный, нужно время и усилия, поэтому будьте терпеливы. Считайте, что это постоянное самосовершенствование. Отмечайте момент, когда начинаете «негативничать», громко скажите, что желаете переформатировать этот дискурс и поиграйте в перефразирование: это поменяет все внутри вас и вокруг вас.
Ежедневные практики
Все выше приведенное — необходимая работа для создания безопасного и спокойного климата дома и в школе, это большая работа для взрослых. Теперь посмотрим на небольшие практики, которые работают быстро и могут применяться от случая к случаю каждый день.
1. Каждый день перед тем, как что-то сказать или сделать, напишите или скажите о трех вещах, за которые вы благодарны.
2. Каждый день уделяйте три минуты медитации майндфулнесс с другими:
— следите за дыханием: вдыхай через нос, дышите животом;
— рисуйте на листке бумаги, все, что придет в голову;
— пишите, что угодно, чтобы очистить сознание;
— послушайте тихую музыку, которая успокаивает.
3. Каждый день в определенное время собирайтесь вместе и поделитесь одним самым неприятным моментом дня и одним самым приятным.
4. Каждый день занимайтесь спортом.
5. Спите не меньше 8 часов.
6. Проводите какое-то время наблюдая за природой, без гаджетов.
7. Употребляйте в пищу полезную еду.
8. Называйте свои эмоции и учитесь управлять ими.
9. Развивайте позитивное мышление.
10. Каждый день говорите со значимыми для вас людьми о том, как вы себя чувствуете.
Источник: goop.com