Информационные осколки, или Как работает мозг наших детей

Школа для взрослых: учимся их понимать

09.06.2015

В интернете ходит неизвестно кем придуманная фраза о том, что «Те, кто читает книги, будут управлять теми, кто смотрит телевизор». Недавно на эту фразу был придумано продолжение — «Те, кто покорит компьютер, будут управлять теми, кто читает книги».

Им вторит Билл Гейтс со своей пророческой фразой «Не ссорьтесь с ботанами, когда-нибудь вы будете на одного из них работать».

Многие исследователи и ученые сходятся во мнении, что человечество переживает огромный трансформационный переход, преодолевает фазовый барьер для выхода в новую фазу развития цивилизации.

Другие теории, не менее уважаемые, говорят, что настала «Эра водолея» или «День Сварога», когда в мир пришли новые энергии добра и созидания, или началась новая информационная эра, которая полностью изменит мир вокруг нас.

И дети начали реагировать на эти изменения. Появились дети-индиго, обладающие уникальными способностями и сложным характером. Увеличилось число детей с ранними способностями, повышенной гиперактивностью и дефицитом внимания, которые не могут учиться по школьным программам и создают много проблем учителям и родителям. А участившиеся в последнее время проявления аутизма заставляют задуматься, не столкнулись ли мы с новым способом мозговой деятельности.

- Читайте также: Анализируй это: Дети поколения Z

Эта статья основана на моих личных наблюдениях за малышами, с которыми мне посчастливилось познакомиться поближе, и не претендует на истину в последней инстанции. Скорее, это вопросы, которые я задаю себе, пытаясь понять мир. Я не психолог, не психиатр, не воспитатель, и возможно, смогу посмотреть на вещи несколько под другим углом.

Маленькие инопланетяне

Они такие непонятные, эти маленькие дети. Дай им волю – уткнутся в гаджет, и ничего не видят вокруг. Не читают книг, а уж если читают, то должны прочитать все книги, которые только попадутся под руку. И если заинтересовались, например, нанотехнологиями, то в десять лет своими знаниями заткнут за пояс любого профессора.

Некоторые не разговаривают до пяти лет, некоторые в два года говорят настолько умные вещи, что непонятно, кто их этому учил, не из мультиков они об этом узнали, в конце концов.

Как маленькие инопланетяне, случайно попавшие на нашу планету.

public-school-children-in-playground-1

С ними трудно. Обычные методы воспитания не работают.  Если не хочет надевать эту шапку, ни за что не наденет. Учитель – не авторитет, все равно Google знает больше, а учитель еще должен доказать ребенку, что достоин уважения. Родители, конечно, авторитеты, но иногда не очень понятно, кто действительно принимает решения в семье – мама или ребенок. Часто родители, не в силах справится с таким вызовом – воспитанием ребенка, которому предстоит жить в будущем цифровом мире.

Как им живется в этом новом информационном мире?

В практиках восточных медитаций есть такое упражнение – надо закрыть глаза и вслушиваться в окружающий мир. Через некоторое время ты начинаешь слышать множество звуков, о которых раньше не догадывался. В самолете – сначала слышится только гул моторов, потом несвязные разговоры, потом начинаешь различать голоса и понимать, что происходит – вот плачет ребенок, вот пара обсуждает покупку машины, вот справа кто-то кашляет. Жизнь становится очень насыщенной. Правда, при этом отключаются все остальные  органы чувств. Мне, во всяком случае, повторить это упражнение с открытыми глазами не удалось – все время что-то отвлекало.

Вывод: наш мозг научился блокировать почти всю информацию об окружающим мире, мы реально замечаем не более 10% окружающей информации.

Дети поколения Z, малыши, родившиеся после 2000 года, обладают способностью «переваривать» значительно больше информации, чем мы. Они могут одновременно играть в компьютерную игру, слушать музыку, разговаривать и писать смс.

У них в голове множество информационных осколков. Люди старшего поколения живут в мире логических связей, простых и понятных. Если промочил ноги, можешь заболеть, будешь хорошо учиться – найдешь хорошую работу. Вопрос – ответ, событие – реакция.

Книги логичны  и последовательны. Они имеют оглавление, после первой главы следует вторая. События разворачиваются единственно возможным способом – как захотел автор.

Интернет непоследователен и противоречив. На один вопрос всегда будет множество ответов, гиперссылки могут увести далеко от первоначального вопроса. Компьютерные игры предлагают несколько вариантов выбора и возможность попробовать еще раз. Логические связи неоднозначны и множественны.

И как людям, настолько по-разному воспринимающим мир понять друг друга? Вот они и не понимают.

Что такое клиповое мышление

Когда дети пытаются объяснить взрослым свою картину мира, те сразу ставят диагноз – «клиповое мышление». Значит, отрывочное, фрагментарное, нелогичное, неоднозначное, словом, плохое. И дети обрывают общение – о чем с вами говорить, все равно ничего не поймете.

552

А как объяснить многозадачность и многовекторность понимания, как передать информационную нейронную сеть взаимосвязи событий? Это все равно, что попробовать напеть симфонию – все равно больше одной мелодии голосом не воспроизвести.

Как преодолеть этот информационный разрыв?

Французские ученые провели эксперимент, результат которого просто ошеломил их, да и меня тоже. В комнате установили большой монитор, на котором крутились обучающие фильмы. Группа детей в возрасте от 4 до 7 лет находилась в комнате, слушая обучающие фильмы. Затем специальными тестами измерили степень понимания изученного. Второй группе детей предложили кроме обучающих программ множество игр и игрушек – они увлеклись играми и обучающие программы были просто звуковым фоном. Каково же было удивление ученых, когда тесты показали, что степень понимания у детей второй группы была не ниже, чем у первой. Эксперимент проводили несколько и раз, и всегда результат показывал, что дети воспринимали информацию, независимо от того, были они заняты  посторонними занятиями или нет.

Тогда сидение за партами в течение нескольких часов в день просто бесполезно?

Мир двинулся вперед и уже давно создал дизайн нового образования – работу в группах над интересными проектами, в ходе которых дети получают практические навыки, а знания приобретаются только для решения конкретных задач. Робототехника невозможна без знания законов механики и программирования, 3D принтеры требуют знаний химии и геометрии, а умение работать в группах заставляет изучать психологию и философию.

Жаль, что школа (не только в нашей стране) сильно отстает от потребностей нового мира.

Когда-нибудь, лет через пятьдесят, когда мы будем жить в мире роботов, искусственного интеллекта и еще чего-то, о чем мы сейчас даже не догадываемся, эта статья, вероятно, будет казаться смешной, но сейчас каждый – и родитель, и ребенок, и учитель, и ученый – ежедневно делают поистине удивительные открытия, приближая непростое будущее.

- Читайте также: Где учат управлять беспилотниками