Ирина Юрченко: «В роддоме у меня было время, чтобы подумать о жизни, и захотелось сделать что-нибудь полезное для других»

История о том, как один сложный поворот в жизни и любовь к книгам привели к созданию проекта для подростков

12.10.2017

Ирина Юрченко, основательница проекта Chitachi, книжный блогер, фотограф, рассказывает, как непростой опыт материнства заставил ее по-новому посмотреть на жизнь и привел к созданию волонтерского проекта для старшеклассников.

Семь лет я проработала коммерческим семейным фотографом, хоть и была уверена, что хочу стать переводчиком. Поступила на филологический и во второй месяц учебы обрела новое хобби — фотографию. Медленно, но уверенно увлечение переросло в полноценную работу. Фриланс, интересные съемки, новые знакомства и возможность оставить самые важные моменты жизни людей не только в памяти. Я много снимала, работа была в приоритете и свой филологический я закончила фотографом. Несмотря на диплом, я ни секунды не сомневалась в своем деле. Встретила своего мужчину, вышла замуж и продолжала активно работать. Вместе со своей половинкой строили планы, мечтали о малыше и радовались жизни. Как и все. Я старалась успеть все, чего мне хотелось — снимала, вела блог о книгах, участвовала в творческих проектах.

Меньше двух лет назад, узнав о долгожданной беременности, я решила пожертвовать работой. Несмотря на отсутствие проблем со здоровьем, мне было тяжело. Привычка к постоянной занятости делала свое дело, но я была уверена, что рожу, немного посижу в декрете и сразу снимать! График позволил бы, да и многие знакомые фотографы неплохо совмещают родительство и работу. «И у меня получится», — думала я. Но все пошло не по плану…

На 25-й неделе беременности я попала в реанимацию роддома с диагнозом — преэклампсия. Меня перевезли в перинатальный центр, мы выиграли еще неделю, но на 26-й неделе у врачей не осталось выбора. Мне сделали кесарево сечение, так на свет появился мой Сашка, мальчишка с весом 810 г и ростом 30 сантиметров… Семь дней я провела в реанимации, пока неонатологи боролись за жизнь моего сына. Семь дней я не могла встать — теряла сознание от скачков давления. Меня поставили на ноги, предупреждая о том, что роддом в ближайшее время станет моим вторым домом.

Полтора месяца детской реанимации, время, которое я смутно помню, и еще полтора — на втором этапе выхаживания. Мы с Сашкой жили вдвоем в палате, сталкиваясь со многими проблемами недоношенных деток — от апноэ (остановки дыхания) до операции на глазах. В роддоме у меня было много времени, чтобы подумать о своей жизни. Впервые пришла мысль: вот бы сделать что-то полезное… Но что?

Сашка поправлялся, нас выписали, мы вернулись домой и активно бегали по всевозможным врачам, которые должны были нас наблюдать. Беготни становилось меньше, сын уверенно рос и развивался, жизнь возвращалась в свое русло. Я даже вернулась в свой забытый книжный блог. Только один вопрос меня мучил: чем я хочу заниматься? Так хотелось сделать хоть что-нибудь полезное для других.

В 10-м классе у меня была потрясающая учительница по зарубежной литературе. Строгая, но справедливая, я слушала ее рассуждения и мечтала быть такой же. Я начала читать классику и влюбилась в книги. Пары литературы в университете были одними из любимых, а после окончания вуза настоящей отдушиной стал блог в Instagram. Иногда я задумывалась о собственном книжном, каком-нибудь уютном месте, куда бы люди приходили читать, но дальше разговоров дело не двигалось. А затем в моей жизни появилась школа. Директор киевской гимназии-интерната №13 предложила мне интересный проект — создать такое уютное книжное место в школе для детей, старшеклассников для начала. Ее энтузиазм и вера в то, что все получится, если захотеть — вдохновляли, а возможность создать то, о чем мечтала — невероятно радовала. Как глоток свежего воздуха. Более того, я задумывалась о том, что моему сыну тоже предстоит пойти в школу, хоть и не скоро. Мне бы хотелось, чтобы он мог посещать подобное место. Так и появились Chitachi (украинское слово «читачі») — наш книжный проект, нескучная библиотека, пространство для приятного и полезного времяпрепровождения. Мы выбрали помещение в школе и начинаем трудиться над превращением обычного холла в место, которое, надеюсь, не захочется покидать.

Мы мечтаем создать пространство, где школьники смогут смотреть хорошее кино, учиться, обсуждать литературу и самое главное — читать, как книги из школьной программы, так и современных авторов. Мы кардинально меняем помещение, а главное, что делаем это вместе с ребятами. Старшеклассники придумывают концепт, — это хорошая возможность не только привлечь всех к проекту, но и дать волю творчеству. Я уверена, клуб, созданный своими руками и идеями — самое лучшее место для времяпрепровождения. Более того, это удобный случай заменить один винтик в школьной системе. Наша цель — атмосферное и светлое пространство с большим количеством хороших и разных книг.

Я искренне верю, что книги способны менять человека — именно это и происходит со мной уже много лет. Я читаю около 100 книг в год, и каждая дает мне что-то важное: урок, повод задуматься, мотивацию и вдохновение. Книги всегда со мной — в счастливое время и в трудное, даже в роддоме у меня всегда было несколько, а “Маленький принц” Экзюпери стал первой книгой моего сына. 

Узнав о моем проекте, многие начали предлагать книги для ребят… Мы решили сделать из этого добрую акцию. Если вдруг на ваших полочках завалялись одна-две толковых книги для старшеклассников, которые вы можете подарить школе, мы будем очень благодарны! Просто напишите мне на Facebook. Если вы передаете нам книги — сделайте фото и поставьте хэштег #я_частина_chitachiв. Это не хвастовство, а настоящий пример, как сделать мир чуточку лучше. Вместе мы соберем прекрасную библиотеку для школы.

— Читайте также: Катерина Засуха: «Там, где есть дети, должны быть теплота и помощь»