Иветта Деликатная: «Важнее овладевать навыками, чем конкретной профессией»

Пять инсайтов спикера конференции "Завтра_"

02.12.2018

О том, что нужно знать, чтобы найти свое дело и чему стоит учиться в подростковом возрасте, чтобы быть успешным во взрослой жизни? Ответ на этот вопрос знает специалист в маркетинге и коммуникациях, соучредитель филиала Университета Сингулярности (США) в Киеве и соучредитель Украинского кризисного медиа-центра Иветта Деликатная. Об этом Иветта рассказала на конференции для уникальных тинейджеров «Завтра_», которую провели бизнес/медиа бюро ekonomika+ при поддержке генерального партнера Киевстар.

Есть такая замечательная цифра, говорящая о том, что 63% из ныне живущих детей будут работать в профессиях, которых пока еще не существует. И 30% сегодняшних профессий будут не релевантны или трансформируются в какие-то совершенно другие профессии к тому времени, когда тинейджеры окончат вузы. Поэтому важнее овладевать навыками,чем какими-то конкретными профессиями.

Три блока профессий

На самом деле все люди работают или с людьми, или с вещами, или с информацией. И было бы хорошо, чтобы к 13 -14 годам подросток уже понимал, что ему больше нравится. Если легче, интересней и комфортней проводить время с людьми, то выбирайте профессии, которые направлены на развлечение и гостеприимство, заботу и защиту, информирование или убеждение. Если нравиться все время что-то изучать, работать с компьютером, всегда нужен источник информации, то и работу нужно искать связанную с информацией. И третий блок — это работа с вещами (ученые-экспериментаторы, дизайнеры и т. д.).

Обучение

Важно понимать, что профессий множество и, к сожалению, в нашей стране не все они до сих пор представленные. Но с другой стороны, все огромные вузы мира сейчас открывают свои курсы и платформы, можно обучаться онлайн и подтягивать свои знания. Поэтому просто важно понимать, что перед детьми огромный спектр и самое важное не ошибиться в своем пути и не потратить свое время на лишнее обучение.

Хобби

Сколько нужно хобби перепробовать за свою жизнь, чтобы помочь себе с выбором профессии? Ответ прост: пока вы не остановитесь на том, что вам действительно интересно.

К сожалению, наши родители, и мои, в том числе, хотели чтобы я везде была чемпионом. Вот если я пошла в детстве на художественную гимнастику, они хотели, чтобы я была кандидатом в мастера спорта, занимала первые места и так далее. Если ребенок занимается музыкой, то он должен быть как минимум Святославом Рихтером. И в этом кроется родительская ошибка. Когда ребенку становится не интересно и он хочет сменить музыкальный инструмент или бросить один спорт и уйти в другой, взрослые оценивают это как не серьезный шаг. Но они не правы, потому что

главная задача подростка — потратить свое детство на испробование максимального количества хобби.

Да, конечно, нужно быть ответственным, и если вы пришли в кружок, то должны не лениться, а упорно заниматься, чтобы понять в итоге, нравится ли вам данный вид деятельности или нет. Если это музыка, то минимум полчаса в день нужно заниматься. Нет смысла идти в музыкальную школу и бросить ее через 2 месяца. Нужно овладеть хотя бы базовым навыком, чтобы понять — ваше это или нет.

Когда мы только начинали развивать в Украине рекламную индустрию, к нам приезжало много иностранцев, рассказывали о своем опыте. И один из наших консультантов сказал прекрасную фразу: «Если вам не нравится опера, вы должны идти и слушать ее». То есть, если вам что-то не понятно, вы это отвергаете, — вы никогда не поймете насколько это вам интересно или неинтересно. Поэтому, чтобы научиться чему-то, нужно изучать каждую из индустрий. И тут вам помогут те самые хобби, кружки, лекции и разнообразные мероприятия.

Волонтерство

Очень хочется чтобы современные дети не мыслили рамками Украины, а мыслили глобально. С одной стороны, это даст им больше возможностей, а с другой, — они научатся конкурировать. Для примера, в Стенфорде, несмотря на высокую стоимость обучения, огромный конкурс — 200 человек на место. Как комиссии выбрать лучших? Они смотрят на социальную, гражданскую и волонтерскую активность. Это отличает людей в глобальной конкуренции, поэтому всегда нужно находить время для волонтерства.

Рабочие отношения

Еще нужно учитывать, что в любой профессиональной деятельности существует три позиции:

  • наемный работник,
  • специалист,
  • предприниматель.

Ребенку важно понимать, что ему интересно и доставляет удовольствие. Хочется карьеру и рост зарплаты, или же просто делать рутинную работу каждый день? Понимая, что есть такие три типа, можно сразу для себя решить куда идти после вуза: получать опыт в каком-то офисе или сразу же открывать свой собственный бизнес. Хорошо было бы если бы учителя, родители, тренеры и репетиторы помогли подростку определиться среди этих позициях.

Навыки, которыми необходимо владеть подростку:

  • умение контролировать свое время самостоятельно,
  • умение вести записи,
  • эффективное использование ресурсов,
  • умение повторять пройденный материал,
  • умение расставлять приоритеты,
  • умение хорошо писать,
  • хорошая память,
  • умение сдавать экзамены.

Помимо профессии у вас должны быть те навыки, которые пригодятся в любой профессии. И в тех профессиях, о которых мы пока и не догадываемся, выручат именно навыки.

Чем можно зарабатывать подростку сейчас

Я собрала следующий список возможностей:

  1. социальные сети — блогерство;
  2. ремесла — что-то делать руками и продавать;
  3. обмен знаниями — консультации, обучение по обмену;
  4. техническая работа

К сожалению, когда мы только начинаем карьерный путь, всегда приходиться делать много технической работы, иногда физически сложной. Например, этим летом мы нанимали подростков, которые помогали нам делать аудит точек. Они должны были ходить по городу 8 часов в день. Все с энтузиазмом бросились в дело и под конец из 6 подростков у нас осталось 3. Остальные сказали, что им тяжело и они очень устают. При этом работа оплачивалась, но они просто не готовы были к достаточно тяжелому труду.

Подготовила Катерина Савенко

Фото: ekonomika+

-Читайте также: Создатели «вечной канцелярии» nuka: «Главное — не ограничивать самих себя»