Клеймо гендера: Что формирует отношение к мужчинам и женщинам на работе

Эксперимент и стереотипы одной компании

Сколько бы мы ни говорили о проблеме гендерного неравенства на рабочих местах, она по-прежнему остается неразрешенной. В топ-менеджменте число женщин намного меньше, чем мужчин, они все так же получают меньшую зарплату и реже получают предложение о повышении. Причин этому может быть множество, одна из которых указывает на различия в поведении мужчин и женщин. Harvard Business Review решил разобраться в этом вопросе детальнее на примере крупного международного бизнеса, где число женщин в топ-менеджменте все еще далеко от 50%, и провел исследование с целью узнать, влияют ли на ситуацию гендерные различия в поведении мужчин и женщин.

В компании, в которой было проведено исследование, с каждым последующим уровнем в иерархии число женщин заметно понижалось. Авторы исследования первые четыре месяца собирали данные из электронных писем и расписания 500 сотрудников в одном из офисов организации. Затем 100 сотрудникам были розданы специальные социометрические бейджи, которые позволяли отслеживать поведение человека, в частности они замеряли уровень движения, расстояние по отношению к другим таким бейджам и речь (громкость и интонации в голосе, но без содержимого разговора). Таким образом исследователи могли узнать кто с кем говорит, как долго, и кто ведет разговор.

Данные, включая пол, должность и срок работы в офисе, были собраны, а затем проанализированы. Чтобы соблюдать анонимность, у авторов исследования не было данных о личностях участников эксперимента. Перед проведением исследования у авторов было несколько гипотез, почему все-таки женщины реже занимают руководящие должности:

  • у женщин не так много наставников;
  • они реже встречаются лицом к лицу с руководством;
  • они не так активны в разговоре с руководством, как мужчины.

Но в результате, по итогам исследования его авторы поняли, что на деле поведение мужчин и женщин в работе практически не отличается. Женщины общаются приблизительно с таким же количеством сотрудников, как и мужчины; и первые, и вторые проводят время с руководством практически поровну; и на работу женщины тратили столько же времени, сколько и мужчины, занимающие такую же должность. По эффективности женщины и мужчины набрали практически ровное количество баллов. И это было характерно для всех уровней иерархии. Но все же продвижения женщины по-прежнему не получали.

Если поведение мужчин и женщин одинаковое, тогда в чем же причина?

В результате эксперимента авторы пришли к мнению, что дело не в поведении мужчин и женщин, а в том, как к ним относятся. И советуя, как должны вести себя женщины (помните советы Шерил Сэндберг из ее книги «Включайся»?), мы упускаем важный момент: гендерное неравенство обусловлено не различием в поведении, а предрассудками.

Предрассудки, стереотипы — это когда две группы людей ведут себя одинаково, но относятся к ним по-разному. И согласно данным исследования, в этом корень проблемы: не в том, как действуют женщины, а как люди оценивают их действия. Причем эти стереотипы связаны не только с тем, как их воспринимают в офисе, но и в целом в обществе. В данной компании женщины увольнялись между третьим и четвертым уровнем иерархии, не дожидаясь пока их повысят наконец до топ-менеджера, спустя 4-10 лет работы. Авторы исследования выдвигают гипотезу, что данный отрезок времени мог быть связан и с другими причинами, в частности с желанием создать семью. Они не могут подтвердить или опровергнуть этот факт, но все же считают, что он никак в итоге не отменяет стереотипное восприятие мужчин и женщин.

Если мужчины, и женщины являются равными партнерами в семье, они должны получать одинаковые возможности. Но этого не происходит. Согласно докладу McKinsey & Company’s и LeanIn.Org’s за 2017 год, женщины, имеющие партнера, в 5 с половиной раз чаще занимаются домашней работой, чем их коллеги-мужчины. Другие исследования также показывают, что мужчины, имеющие детей, чаще воспринимаются как более ответственные, в то время как женщин с детьми воспринимают как менее обязательных.

Что могут делать компании

Конечно, большинство сегодняшних тренинговых программ и мастер-классов посвящены тому, как женщины могут «прокачать» свои навыки и умения. Но куда важнее, чтобы компании сосредоточились на более глобальной и фундаментальной проблеме — искоренении стереотипов. Это может подразумевать под собой как обучающие программы, так и внедрение политики в поддержку гендерного равенства.

Другая проблема заключается в рабочей нагрузке. В данной компании исследователи замерили количество нагрузки, исходя из того, как продвигались сотрудники по служебной лестнице. Нельзя сказать, что это напрямую связано с гендером, тем не менее женщины в определенный период начинают ощущать заметное давление, связанное с необходимостью балансировать семью, работу и домашние обязанности. В этом ключе компании могли бы  подумать, как они могут оправдать ожидания своих сотрудников и поддержать работающих родителей, чтобы женщинам не приходилось становиться перед выбором — работа или семья. 

Компании должны подходить к вопросу гендерного неравенства как к любой другой бизнес-проблеме, учитывая данные. Большинство программ по преодолению гендерного неравенства основаны на каких-то анекдотических ситуациях или бегло проведенных исследованиях. Но для того, чтобы найти конкретные решения, подходящие для вашей компании, вам необходимо провести свои исследования, которые бы помогли ответить на вопросы:

  • действительно ли сотрудницы в вашей компании не получают продвижения?
  • действительно ли их поведение отличается от поведения коллег-мужчин?
  • и действительно ли они не получают в компании возможностей для роста?

После внедрения новых решений необходимо измерить и конечный результат, полученный вследствие нововведений. Только так компании могут перейти от дебатов касательно темы гендерного неравенства на новую стадию — действий.

Авторы исследования: Стивен Турман, Лора Фриман, Бен Вейбер

Источник: hbr.org

Фото: Родни Смит

Прокачать предпринимательские скилы, узнать о новых подходах по развитию своего дела на менторских сессиях и воркшопах (в области стратегии, маркетинга, финансов, IT, PR и продаж) вы сможете, посетив фестиваль для малого и среднего бизнеса Get Business Festival 2018, который пройдет 14 ноября в Киеве по адресу: ул. Большая Васильковская, 55, НСК «Олимпийский».

Билеты на Get Business Festival 2018 можно приобрести на get.delo.ua.

Полная программа мероприятия будет размещена на get.delo.ua 18 сентября.

— Читайте также: «Моральний» кодекс: Що пропонує жінкам нове трудове законодавство