Как делать замечания бабушкам

Тактично разруливаем конфликт поколений в свою пользу

26.04.2014

Для начала надо уяснить простую мысль, аксиому аксиом: вам никто и ничего не должен. Никто не обязан сидеть с вашим ребенком. Тогда многие вопросы и претензии отпадут сами собой. Если вопрос не принципиален для вас, скажем, какую шапочку надеть ребенку: зеленую или красную, куда пойти гулять: в сквер или парк, — не настаивайте. Пусть это будет в компетенции бабушки, которая осталась с вашим ребенком. Ее точка зрения тоже чем-то обоснована. Примите ее. А чтобы сберечь нервы себе и ей — стройте «разборы полетов» по уму.

Схема построения беседы:

1. Позитив.
2. Негатив.
3. Позитив.

1. Позитив

Вы приходите домой, и вам навстречу кидаются зареванные дети, жалующиеся друг на друга и на бабушку. Подходит бабушка и начинает жаловаться: на детей, на свое здоровье и усталость. А у вас нет сил, но надо всех выслушать, разобраться, выровнять ситуацию. Скажем себе «стоп!» Сядем и расслабимся. Мы дома, все живы и здоровы. Это главное. Дети, как маленькие мышата, норовят забраться на колени, прижаться, не заботясь о том, что вы устали. Помогите им разместиться, чтобы вы могли соприкоснуться друг с другом, обнимите.

Бабушка обижена, что дети облепили маму со всех сторон, а ей, которая, как каторжная, отсидела с ними, никакого внимания. А она устала, и не обязана… Устремите на бабушку все свое внимание, изобразите живейший интерес к тому, что она рассказывает, как сетует на жизнь и на детей… Слушая героический рассказ бабушки о ее подвиге по выгулу и кормлению внуков, восхититесь ее выдержкой и неутомимой энергией.

Пока бабушка не изольет душу, она не успокоится. Покажите ей всем своим поведением, что вы разделяете ее состояние, и понимаете, как ей было тяжело. Если бабушка в своих стенаниях и жалобах пошла на второй круг, отвлеките ее внимание небольшим презентом (газетой, коробкой чая), лекарством, которое она просила купить или приятной новостью.

Если вы еще не научились фильтровать информацию, учитесь немедленно, иначе посадите свою нервную систему. Есть вопросы принципиальные и непринципиальные. Если внук грубо ответил бабушке – эту ситуацию нужно разобрать.

Если дети проигнорировали бабушкино требование доесть кашу, обсуждение этого факта можно опустить. Перескажите ситуацию, как вы ее видите, но без лишних эмоций. Это некая констатация фактов и чувств, которое рождается у вас по поводу того или иного действия. В конце монолога, спросите у бабушки: «Я правильно поняла? Все было именно так?» Описывая ситуацию, заменяйте негативные бабушкины высказывания на нейтральные. Например: «Дети меня не слушались и безобразно себя вели!» на «Дети не подошли по первому требованию». Высказывание «Дети кидались кашей во время обеда», на «Дети перепачкали стол кашей».

Пересказав и посчитав, что ситуация достойна обсуждения, обратитесь к детям. «А что вы думаете? Все было так, как рассказала бабушка?» Наверняка, дети забьют вас своими версиями происходящего. Конечно, «все было не так, они этого не хотели, но так получилось…»

Выслушать детей необходимо, иначе не будет конструктивного диалога. Постарайтесь услышать то, что звучит между словами, прячется в интонациях, найдите истинную причину поведения малышей. Возможно, детям было скучно, бабушка не обращала на них внимания, и они стали шуметь, задевать друг друга, чтобы привлечь внимание взрослого. Проявляйте живой интерес к тому, что рассказывают дети, уточняйте детали, переспрашивайте, озвучивайте: «Ты расстроился? Обиделся на бабушку? Ты толкнул малыша, потому что тоже хотел покачаться на качелях?»

Дублируйте высказывания ребенка, чтобы он почувствовал, что вы разделяете его чувства, понимаете его.

Предложите обсудить, как нужно было поступить в этой ситуации. Идеи предлагают все. Из нескольких вариантов выберите один, который смог удовлетворить обе стороны. В обсуждении назревшего конфликта дети научатся слышать не только себя, но и точки зрения других.

Если же вы считаете, что ничего страшного не произошло, жалобы бабушки беспочвенны, то пообещайте ей, чуть позже, разобраться с детьми. В отсутствие бабушки пожурите малышей. Если она потом их спросит строгим голосом: «Ну что, дети, мама с вами говорила?» то они честно ответят: «Да!».

2. Негатив

До этого вы одаривали положительной энергетикой окружающих и конструктивно разбирали ситуацию, искали пути разрешения конфликтов. Стало понятно, что категорически вам не нравится, и что бы вы хотели изменить. В какой форме сделать замечание, чтобы бабушка не обиделась и согласилась с вашей точкой зрения?

Подача мысли

Прежде чем сделать замечание бабушке, продумайте фразу, выстройте монолог так, чтобы спорить не о чем было, все понятно и очевидно. Мысль формулируйте точно так же: позитив – негатив – позитив.

«Мы хотим видеть своего сына крепким и здоровым. Вот почему мы решили начать его закаливать, и делать это в щадящей ненасильственной форме. Мы не будем обливать его холодной водой по утрам, но постепенно хотим уменьшить количество теплых вещей, надеваемых зимой. Вместо двух шерстяных шапочек будем надевать одну, вместо валенок с шерстяными носками – сапоги. Вы согласны, что такое закаливание более комфортно для ребенка?» Думается, что после такого монолога ни одна бабушка не посмеет вам возразить и возможно, последует вашим советам, и перестанет укутывать малыша.

Привлечение авторитета

Если в глазах бабушки вы не являетесь педагогическим авторитетом, то замените свою точку зрения более авторитетной. Бабушка дает детям конфеты и на ваши увещевания, что это вредно, не реагирует. Найдите статью врача-стоматолога, который пишет о детском кариесе. Или попросите бабушку отвести детей к стоматологу, проверить зубы и расспросить о вреде сладкого.

Замещение

Если бабушка не может не приехать в гости без сладенького для внуков, то снабдите ее списком, что дети любят. Например, «Конфеты, которые вы покупаете внукам, продаются у нас тоже, а вот глазированные сырки и бананы, которые я покупала в магазине у вашего дома, великолепны! Вы не могли бы их привести в подарок внукам, если вам, конечно, не трудно?» Происходит замещение бесполезного продукта на полезный.

Шкала ценностей

У каждого из нас есть своя шкала ценностей и приоритетов. В обсуждении с бабушкой важных для вас аспектов воспитания, базируйте свою точку зрения на ее приоритетах. Скажем, бабушка считает, что во главе воспитания стоит послушание. Дети должны слушаться взрослых и точка! Объясните, что бабушка, конечно, права, но бывают случаи, когда вовсе не следует слушаться старших. Скажем, злых дядей на улице. Бабушка, конечно, с этим фактом согласится. А чтобы разбираться, когда и как поступать, нужно не слепо следовать приказам бабушки, а научится думать.

Принцип повтора

Любой рефлекс нужно закреплять и если вы хотите, чтобы ваши пожелания были не только услышаны, но и приняты к сведению, не стесняйтесь, повторяйте, варьируйте форму подачи, обосновывайте свою точку зрения.

3. Позитив

Беседу заканчивайте благодарственной речью в адрес бабушки и светлой верой, что в дальнейшем все будет замечательно. Дети подумают, осознают, примут к сведению… Бабушка должна выйти из разговора с ощущением, что ее услышали, она равноправный член вашей семьи, несмотря на то, что редко приезжает в гости, а с детьми сидит по большим праздникам. Но и это тоже надо ценить.

Бабушки, как дети, требуют к себе повышенного внимания и заботы.

По материалам materinstvo.ru