По стандарту: Как это — работать в международной организации

И первые шаги, чтобы в нее попасть

Анастасия Нуржинская, куратор Практикума, специалист по коммуникациям для социальных изменений

Я работала в 14 странах с 10 разными международными организациями, включая Африку, Балканы, Азию, Восточную Европу. Это были проекты, направленные на решение социальных или экономических проблем, проведение реформ или предоставления помощи в случае гуманитарных кризисов.

Возможности в Украине

По данными Министерства экономического развития, в 2017 году в Украине вели деятельность около 550 таких проектов с бюджетом более $6 млд в год. А раз есть такие проекты, значит есть потребность в нескольких тысячах сотрудников. Плюс есть похожие проекты в соседних странах, где также необходимы специалисты с опытом работы в регионе.

В Украине уже есть достаточно много возможностей учиться и обмениваться опытом для маркетологов и пиарщиков из бизнеса, а вот сектор коммуникаций в некоммерческом секторе пока только формируется. В какой-то момент я предложила Школе журналистики УКУ сделать курс для таких специалистов и запустить ресурс, где мы сможем рассказывать про сектор, опыт и кейсы социально направленных коммуникаций. Практикум поможет многим войти в сектор или усилить свою карьеру. Наша долгосрочная цель — стать одной из немногих программ в мире по коммуникациям для изменения поведения. Да, это достаточно узкий сектор, но он очень привлекателен с точки зрения возможности быть причастным к социальным изменениям, работы в разных странах и высокой оплаты труда. Плюс это возможность для украинцев играть роль в международной политике, учиться и делиться опытом реформ.

Отличия от украинских организаций

Корпоративную культуру в международных организациях можно сравнить с большими коммерческими международными компаниями, но есть значительные отличия от украинских организаций. Для того чтобы управлять сетью по всему миру, такие структуры разрабатывают одинаковые стандарты, и часто многие из их внутренних правил еще не привычны для Украины или других развивающихся стран.

Первый стандарт – политика предотвращения дискриминации и создание позитивной атмосферы в организации для каждого сотрудника. Для этого там создают социальные должности и постоянно проводят обучение сотрудников. Например, одна из рекомендаций — обращать внимание, сколько интервью или статей с мужчинами, а сколько с женщинами появляется на сайте организации, и стараться сохранять баланс. Интересно, что даже в секторах, в которых нет преобладания какого-либо из полов, все равно появляется больше материалов про специалистов мужчин. При этом все равно присутствует человеческий фактор, и будет нечестно сказать, что я не встречала стереотипов, связанных с моим полом, национальностью или возрастом, или не сталкивалась с конфликтными ситуациями и необъективным отношением. Отличие лишь в том, что в этом секторе это считается нарушением, и существует система, где над любым человеком есть региональный офис или штаб-квартира, которые обязаны на такое нарушение среагировать.

Второй стандарт — акцент на управлении потенциала сотрудников, что включает в себя регулярные оценки и обратную связь а также план профессионального развития (с возможностью пройти курсы или посетить конференции).

С другой стороны нужно помнить, что переход на международный уровень означает частые командировки или миссии в другие страны иногда на два-три года. В этом случае многие переезжают с семьями. Для детей это возможность выучить новые языки. Я видела семьи, где дети успели пожить уже в пяти разных странах, и встречала коллег, которые делились со мной историями, как их дети рождались в экстремальных условиях  где-то в отдаленных точках мира. При этом часто одному из супругов приходится жертвовать своей карьерой, ведь не каждая профессия позволит работать дистанционно или постоянно переезжать. Но это компенсирует хороший социальный пакет или высокий уровень зарплат. Также в международных организациях есть много программ, которые поддерживают развитие карьеры и продвижение женщин на руководящие должности.

Требования

Конкуренция за работу в международных организациях достаточно высока, потому что на большинство вакансий могут подаваться люди из всех стран мира. А это значит, что конкуренцию вам могут составить выпускники лучших университетов мира или бывшие дипломаты, или европейские специалисты, которые свободно владеют тремя-четырьмя языками.

Немного легче ситуация обстоит с вакансиями в местные офисы и представительства международных организаций в Украине. В этом случае важными требованиями будет знание английского, опыт работы в общественных организациях или государственном секторе в определенных направлениях, а также соответствующее образование.

На международные позиции — все тот же набор критериев, но уже необходимо продемонстрировать вашу квалификацию как эксперта и показать, как ваш опыт может быть применим в другой стране. Например, вы принимали участие в проведении реформ в своей стране.

— Читайте также: Для целеустремленных: Как я получила работу мечты после пяти лет поисков

Первые шаги

Начать карьеру можно через волонтерство, некоммерческие организации, госслужбу, медиа (если говорить о вакансиях в коммуникациях), стажировки. Также немалую роль для начала карьеры в международных организациях сыграют рекомендации.

Почти в каждой организации есть своя форма подачи резюме. И если вы не предоставите ваше резюме именно в таком формате, то по правилам вашу заявку не будут рассматривать. Поэтому внимательно читайте условия в вакансии, например, вас могут попросить предоставить стоимость ваших услуг за месяц или мотивационное письмо. И это обязательные элементы.

Интересно, что в анкетах для ООН есть отдельно раздел для ваших обязанностей, и отдельно для достижений, также необходимо указывать причину смены работы. А вот в проектах ЕС вас попросят указать рекомендации для каждого места работы, а также подтверждение в виде контракта.

Подводя итог, скажу, что в Украине сектор международного развития только начинает делать свои первые шаги. Учитывая, что наш пиар-рынок намного более развит, чем в соседних странах, и за последние годы мы накопили опыт кампаний на очень сложные и социальные темы, наши специалисты могут быть очень востребованы. Карьера в этом секторе потребует планирования на несколько лет вперед, изучения языка и возможно частых командировок или даже переезда, но эти усилия оправданы возможностью быть в центре самых актуальных проблем в обществе и влиять на их решение.

— Читайте также: «Вписаться» в новую карьеру: Почему никогда не поздно искать себя в профессии

Мы в Facebook