Move on: Как физическая активность влияет на успеваемость детей

Почему нужно ограничить доступ детей к гаджетам и чаще выводить их на улицу

Лорен Тамм, блогер, мама и коуч для родителей, рассказывает о простой причине детского непослушания, которую современные родители часто не принимают во внимание.

У меня двое шумных и непоседливых детей. Когда мы идем в парк, я устраиваюсь на скамеечке, чтобы подготовить все к пикнику, а они катаются на качелях, осваивают турники, бегают, играют. И вот регулярно ко мне обращаются: «Он сейчас упадет и ушибется!», «У нее пальцы в качелях застрянут!», «Он сейчас закружит себя до тошноты!», «Она висит вниз головой — ей сейчас будет плохо!» и традиционное «Это очень опасно!». Кризис у других родителей наступает тогда, когда их дети хотят присоединиться к моим в этих «опасных» развлечениях. Тогда мне приходится объяснять родителям, почему для детей важно, чтобы им не делали замечаний ежесекундно, а разрешили свободно играть и даже совершать собственные ошибки.

Вредные благие намерения

В наше время, как никогда раньше, детская активность в движении и игре очень ограничивается. Мы пытаемся защитить чад от рисков и травм, запрещая бегать, лазить по деревьям, раскачиваться на качелях. Научные исследования показывают, что такое резкое ограничение «рискованной» активности на свежем воздухе вызывает в детях проблемы с поведением. Когда мы «зависаем» над детьми, ограничивая их движение и уменьшая время игры, мы причиняем им больше вреда, чем пользы. Согласно данных Американской академии педиатрии (2013), младший школьник проводит около 8 часов перед различными экранами: смартфон, планшет, телевизор. Старшие дети и подростки проводят в среднем 11 часов перед экранами. Какие это дает стимулы вестибулярному аппарату и развитию проприоцепции (мышечного чувства, благодаря которому вы ощущаете свое тело)? Никаких. А вот представители предыдущих поколений все это «экранное время» проводили на улице, во дворе, в парке, в лесу, поэтому их физическое здоровье было гораздо крепче.

Что нужно ребенку, чтобы быть здоровым

Для того чтобы дети нас слушали и слышали, умели концентрировать внимание и учиться, они должны развить и вестибулярный аппарат и проприоцепцию до 6 лет. Допустим, ваш ребенок не сидит 8 часов с гаджетом, но вы ведь все равно говорите ему сидеть ровно, не бегать, не лазить, а ходить потихоньку и вести задушевные беседы о высоком со сверстниками. Вот поэтому он и не слушает вас. Проприоцепция говорит вам, где находятся части вашего тела и что они делают — вы даже не смотрите, но знаете. На педали газа и тормоза вы не смотрите, на чашку чая, поднося ее ко рту, — тоже, потому что вы знаете ваше тело, вы его чувствуете. Если проприоцепция у ребенка не развита, тогда как раз он и не в состоянии правильно владеть телом и может травмироваться даже просто зацепившись одной ногой за другую (так и случается с малышами примерно до 4 лет, с возрастом их неуклюжесть уменьшается).

Реакции вестибулярного аппарата помогают нам понять, где находится наше тело относительно того, что его окружает, благодаря ему мы держим равновесие. Чувство равновесия связано и со всеми другими ощущениями. Если оно не развито достаточно, то и все ваши ощущения не работают, как надо. Ребенок, вестибулярный аппарат которого не развит, не может ничего другого, кроме как суетиться или, наоборот, впадать во фрустрацию. Такие дети часто агрессивны, им трудно сконцентрироваться и слушать, потому что они действительно не могут этого. В результате дети не слушаются вас и плохо учатся в школе. Единственный выход — больше физической активности. Джон Рейти, профессор психиатрии из Гарварда, считает, что физическая активность может быть очень полезной при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Даже легкая физическая активность улучшает настроение и когнитивные навыки, потому что стимулирует выработку допамина и серотонина, точно так же, как такие препараты, назначающиеся при СДВГ.

Как помочь ребенку

Анджела Ханском, детский психотерапевт, автор книги «Босые и уравновешенные» (Balanced and Barefoot) считает, что дети должны быть как можно больше на свежем воздухе. Судить вам, реалистичны ли ее рекомендации, но принять их во внимание стоит. Итак, оптимальное количество времени, которое должно быть посвящено физической активности:

  • дошкольники: 5-8 часов активной игры в день, желательно, на свежем воздухе;
  • школьники: минимум 4-5 часов физической активности и активных игр на свежем воздухе;
  • подростки: 3-4 часа физической активности в день.

Для развития вестибулярного аппарата следует делать такие упражнения: водить хороводы, кататься на карусели, подниматься и сбегать вниз по склону, раскачиваться на качелях, лазить по деревьям, прыгать со скакалкой, кататься на коньках и роликах, ходить задом наперед, плавать, танцевать.

Упражнения для развития проприоцепции следующие: переносить и поднимать коробки, толкать или тянуть коляску, строить крепости из песка или кубиков, мести листья, откидывать снег лопатой, копаться в песке, носить ведерки с песком или водой, обниматься, лепить из пластилина, прыгать на батуте, мять мячик-антистресс, перетягивать канат.

Источник: themilitarywifeandmom.com

— Читайте также: 7 мягких техник, убеждающих ребенка слушаться без слез и капризов

Мы в Facebook