Последовательная сознательность: Этап «Как не купить слона»

Принципы осознанного подхода к шопингу от Леси Матвеевой

07.06.2017

Эпоха потребления захлестнула человечество, проникнув во все жизненные сферы. День без покупок – это как день без соцсетей и интернета, почти за гранью возможностей. Утро начинается с кофе to go и неважно, хочется вам кофе или нет. Но стаканчик с латте в ассоциативной сети мозга у многих прочно связан с понятием успешности, современности и занятости. Это как iPhone, только его может купить каждый. Покупки вышли за рамки простого удовлетворения базовых потребностей. Даже веганский ролл перестает быть просто обедом на вынос, если его фото выложить в Instagram. Подпись о его суперполезности поднимет ваши акции популярности. Быть веганом сегодня в тренде. Как и пить только из пластиковой бутылочки My bottle. Расчесывать волосы компактным Teezer. Увлажнять губы блеском-яйцом Eos. Хотеть купальник Victoria`s Secret. Шопинг стал не только универсальным средством расслабиться, поднять настроение и провести время, но и рассказать другим о себе.

Именно уверенность, что вместе с блокнотом или новым гаджетом вы покупаете нечто большее, чем просто предмет, и заставляет вас переплачивать. Неосознанные ожидания от покупки, часто перевешивают здравый смысл и толкают к ненужным тратам. Цикл потребления не останавливается, а товаров становится только больше. Выработать в себе иммунитет к шопинг-зависимости можно, если понимать маркетинговые ходы.

Быть пилотом или летать на автопилоте?

Можно покупать на автопилоте или с бдительностью пилота. Причем в буквальном смысле. Психолог Канеман предложил схему двух ментальных процессов, отвечающих за решения и поведение людей. Первая система – автопилот – строится на восприятии и предыдущем опыте, принимает за вас молниеносные решения. Это из-за нее вы еще не успели толком рассмотреть новую коллекцию известного дизайнера, но уже хотите себе все. Потому что у вас есть рамка опыта, где дизайнерское платье, особенно под определенным брендом — желанный фетиш. В это платье запаковано множество смыслов. Обладание таким предметом дарит ощущение, что вы сразу же стали стильной, красивой, желанной.

Вторая система – пилот — медленная, отвечающая за сознательное принятие решений. Главное ее преимущество – гибкость. Она подскажет вам, что дизайнерское платье совсем непрактичное и что в любом другом магазине можно купить почти такое же, только на порядок дешевле. Но, увы, для принятия сознательных решений, нужно напрягаться и заставлять себя думать.

За пределами упаковок

Если вы выберете этот путь, вам пригодится знание о важнейшем принципе работы мозга – фрейминг-эффекте. Это как раз те рамки, за которые призывают выйти коучи. Стильная упаковка создает фон для крема или духов, добавляя им ценности. Рамки, созданные в кофейнях Starbucks, заставляют вас верить, что вы пьете лучший кофе, за который стоит переплачивать. От того, на каком фоне находится фигура-товар, мы воспринимаем ее по-разному. Может, вы помните эпизод из сериала «Секс и город», где Кэрри с Самантой хотели купить себе качественные подделки сумок Chanel. Но когда торговец открыл перед ними багажник со сваленными в кучу сумками, они передумали. Да, если вам нальют кофе из Starbucks в обычной кофейне, вы не узнаете его вкус. Да, вы не узнаете оригинал сумочки Chanel, если ее будут продавать в пешеходном переходе. Когда вы покупаете ту или иную вещь, вы платите сверх цены за фрейминг этого товара.

Когда-то у журнала Elle была такая рекламная акция, украинские дизайнеры говорили свое мнение о его читательницах, что-то вроде: «Когда я вижу этот журнал в руках у девушки, она обязательно окажется стильной и элегантной». Реклама не хвалила напрямую журнал, она создавала ваш желаемый образ. Девушкам хотелось купить журнал, чтобы почувствовать себя стильной и элегантной. По той же причине вам хочется купить купальник Victoria`s Secret или MacBook, или спортивную одежду Ivy Park (ее же придумала и носит сама Бейонсе!).

Вот прямо сейчас взгляните на свои вещи: компьютер, телефон, косметику, одежду. Какие ассоциации у вас возникают с ними? Какой образ создают для вас эти вещи? Что они расскажут о вас другим? Бренды, оригинальные мелочи, нишевый аромат – все это отсылки к успешным и волевым женщинам, на которых хочется быть похожими.

Да, лосины как у Бейонсе, вдохновляют духом целеустремленности, личным примером певицы. Но вам не обязательно ждать, пока вы сможете купить заветные кроссовки, чтобы отправиться на пробежку в парк. Стоит вам побежать, как мозг вознаградит вас за старания гормоном счастья – серотонином. Этот же гормон вырабатывается во время покупок. Вы можете сознательно повлиять на мозг через тело, просто занявшись спортом. Вы как раз «сделаете паузу», чтобы принять осознанное решение, нужна ли вам еще одна пара обуви.

— Читайте также: Последовательная сознательность: Этап «расставание с ненужным»