Как запустить производство в Китае: 11 советов для начинающих предпринимателей

Рекомендует Владимир Хилюк, СРО студии промышленного дизайна ARTKB

Стоит ли сотрудничать с китайскими производителями или лучше организовать производство в Украине? Насколько производство в Китае рентабельно? В каких случаях необходимо искать в Поднебесной партнеров и с чего начать бизнес, ориентированный на Азию и на весь мир? На все эти вопросы начинающим, сомневающимся и будущим предпринимателям отвечает Владимир Хилюк, СРО студии промышленного дизайна ARTKB.

Бизнес-книги для начала

Перед началом работы с Китаем я рекомендую подготовиться и прочитать «Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира» Джеффри Лайкера. Книга о том, как этот автоконцерн запускал производство автомобилей в США, как менеджеры Toyota инспектировали сборочные конвейеры Ford Motor Company, как им удалось обеспечить столь высокое качество производства. Там очень подробно расписано, как в Toyota решали разного рода проблемы, возникающие на производственной линии. Главный тезис, который я вынес для себя: пока вы не увидите проблему своими глазами – не устраняйте ее, так как причина ее появления может быть намного более серьезной, чем текущая проблема. Эту книгу я рекомендую, если вы хотите запускать массовое производство какого-либо продукта где-либо.

Если вы хотите сотрудничать именно с Китаем, то рекомендую издание «Плохо сделано в Китае», автор Милдер Пол. Тут очень хорошо расписаны все производственные процессы в Китае, как это происходит на самом деле. Книга даст понять, что в этой стране все нацелены на заработок, и никто не работает за бесплатно. Если вас соблазнили очень привлекательные низкие цены, то будьте на чеку. Возможно, производитель знает, как сэкономить на сырье или производственном процессе. Это не всегда плохо, но если вы не будете вникать в детали, то качество вашего продукта или его представления может существенно отличаться от изначально заявленного.

Менталитет по-китайски

Много веков китайцы изготавливают копии. Издревле у них очень ценилось декоративно-прикладное искусство и мастера, занимавшиеся изготовлением предметов декора, мебели, посуды и копий предметов, которые находились во дворцах императора или вельмож. Поэтому в Китае есть целая культура создания копий – они умеют делать это хорошо и, если требуется, в больших объемах. Если какой-либо продукт становится в Китае популярным, тут же появляется несколько его копий. И зачастую пользователи уже не знают, что считать оригиналом, а что копией. Так часто случалось с новинками мобильных телефонов в Китае, когда к моменту выхода новой модели ее копии уже были на прилавках магазинов, и зачастую оригинал принимали за копию.

Копии — это нормально

Более того, китайцы настолько умеют оптимизировать процесс, что копии могут стоить в 3-5 раз дешевле, чем оригинал. Конечно, это негативно сказывается на качестве, которое отходит на второй план в погоне за прибылью. Ведь претензии к продукту будут адресованы разработчику, а не производителю копий. На сборочных линиях работает персонал с низкой квалификацией, труд которых стоит от $1,5 до $5 в час. При такой низкой себестоимости труда, зачастую проще изготовить примитивные формы, а потом дорабатывать изделия вручную до вида идентичного оригиналу. В таком случае основная задача копий – привлечь внимание к себе за счет низкой цены.

Качество — ваша ответственность

Поэтому, если вас волнует качество, то все моменты нужно лично оговорить с производителем, а также присутствовать на заводе в момент утверждения образца изделия (прототипа) и запуска в производство оснастки для массового производства. Если вы сами об этом не позаботитесь, китайские партнеры сделают все так, как они считают наиболее выгодным с точки зрения производства. Для демонстрации того, каким вы видите конечный продукт, – лучше всего показывать образцы изделий, которые обладают нужными свойствами. Лучше им его дать в руки и сказать, мол, я хочу точно так же. Вот тогда им будет с чем сравнивать и на что ориентироваться. Потому что с древних времен, когда они делали копии, то прикладывали их к оригиналу и смотрели, похожи они или нет. Если же вы им дадите просто картинку, то изделие внешне будет очень похоже на картинку, а вот по свойствам вы можете получить совсем иной продукт.

Свой человек на производстве

Если же вы выпускаете инновационный продукт, который просто не с чем сравнить, то очень важно, чтобы в момент запуска на производстве и при изготовлении первых образцов присутствовал ваш компетентный представитель, который может быстро принимать компромиссные решения и который знает специфику производства в Китае. Например, у нас есть офис при стратегическом партнере в Шэньчжэне. Там работает наш представитель. Этот человек давно живет в Китае, знает китайский и русский языки, у него есть техническое образование, ему мы доверяем некоторые решения. Однако на запуск новых продуктов я лично еду в Китай, либо едут мои партнеры, так как на разработку нового продукта затрачено уже несколько месяцев, а порой и целый год, и лучше нас никто не ориентируется в тонкостях и особенностях изделия.

Если такого человека на фабрике не будет, а фабрика занимается серийным производством в больших объемах, китайцы не станут останавливать производственный процесс из-за недопонимания каких-либо нюансов, потому что это для них не рентабельно, и сделают весь тираж на свое усмотрение. В таком случае переделывать весь тираж вы будете за свои деньги. Если же вы или ваш сотрудник все проконтролируете и при этом выявите брак или несоответствие утвержденному образцу, то у вас будет право предъявить претензию производителю и заставить переделывать партию или вовсе отказаться от нее. Отмечу, что китайские инженеры всегда готовы предложить несколько альтернативных вариантов, если на это будет предусмотрены время и ресурсы при запуске производства. Зачастую решения будут направлены на оптимизацию конструкции для повышения надежности и упрощения сборки, что позволит уменьшить количество брака.

Стиль общения

Менеджеры крупных производителей чаще всего могут общаться на английском или хотя бы отправлять email на английском. Их произношение близко к нашему, потому что для них это такой же не родной язык, как и для нас. Поэтому изъясняются они достаточно понятно. Единственное, нельзя обольщаться, когда китайцы говорят «ok, ok, ok!» или «yes, yes, yes!». Дело в том, что в китайском языке слово «нет» не употребляется, соответственно, в случае, если они не могут выполнить вашу просьбу, но чтобы не расстраивать вас, они будут говорить «ok, ok, ok!» или «yes, yes, yes!», а по факту они сделают так, как считают нужным. Поэтому важные моменты, влияющие на свойства или функции продукта, должны быть зафиксированы в договоре.

Проверка партнера

После того как вы получили приемлемое коммерческое предложение от потенциального производителя, не стоит сразу радоваться. Стоит потратить некоторое время для изучения и проверки нового партнера. Желательно посетить завод, проверить имеющиеся сертификаты и познакомиться с руководством завода, главным инженером и людьми, с которыми будет проходить дальнейшая коммуникация. Если уже на этом этапе вы будете испытывать сложности в коммуникации, возможно, стоит выбрать другого подрядчика, так как при запуске нового продукта успешность процесса в большинстве будет зависеть от результатов переговоров и переписки. Не секрет, что в Китае производятся как самые дешевые, так и самые высокотехнологичные товары. И прежде всего успех и обеспечение высокого качества будут зависеть от выполнения согласованных требований, взаимопонимания и правильности представления конечного продукта как заказчиком, так и командой фабрики-производителя. Идеально, когда каждое звено или оператор сборочной линии, помимо выполнения своей задачи, может контролировать правильность выполнения предшествующих операций. Такой метод позволяет выявить брак или отклонения на ранней стадии, когда есть возможность внести правки или минимизировать ущерб.

Выгода в импорте

Я слышал, что в Китае сейчас идет работа над залежами «горючего льда» в Южно-Китайском море. Так как эта страна очень зависит от энергоресурсов, ей приходилось пользоваться газом и нефтью, поставляемыми из других стран. Но теперь, вероятно, они станут менее зависимы от энергоресурсов других государств. Однако в ближайшие годы, я думаю, это никак не повлияет на ценообразование, потому как Китай много больше зависит от курса доллара США, что может позитивно отразиться на импорте. Насколько мне известно, несколько лет назад импорт автомобилей в Китай из Европы превысил экспорт. Сегодня на улицах того же Шэньчжэня вы чаще встретите авто таких марок, как BMW, Mercedes, Cadillac, чем машины китайских марок. Также в любом маркете крупного города вы увидите европейские вина и даже продукты украинского производства такие, как подсолнечное масло. Так что аппетиты Китая растут, и с укреплением национальной валюты объем импорта тоже будет расти.

Представительство или компания?

Первое, что мы сделали, зарегистрировали компанию в Гонконге, а открытие офиса в Шэньчжэне – это был второй шаг. Потому что через гонконгскую компанию удобнее работать с китайскими производителями. Не даром говорят, что Гонконг – это ворота в Азию. Компания в Гонконге не только упрощает работу с юридической и финансовой точки зрения, но и служит рычагом влияния на производителей в тех случаях, когда необходимо оформлять документы. Китайские производители понимают, что сотрудничество с гонконгской компанией значительно упрощает и ускоряет процесс согласования и утверждения документов. Имея гонконгскую компанию, мы, наверное, более защищены юридически. В Гонконге действует правовая система, основанная на общем Английском праве. Для открытия компании всегда можно воспользоватся услугами агенства, которое поможет открыть и зарегистрировать компанию, провести аудит и проконсультировать по юрвопросам. Это поможет сэкономить время на изучении правил и требований для открытия компании.

В каких случаях выгоднее производить в Китае

В Украине есть множество производителей, но чаще всего их оборудование ориентировано на производство собственной продукции, поэтому производить какие-то новые продукты для заказчиков со стороны, тем более малыми тиражами, им не интересно. В то же время, они могут назначать высокие стоимости за подобные сервисы, которые, зачастую, превышают стоимости в Китае. Однако предложения украинских производителей могут быть привлекательными, так как отсутствует логистическая составляющая. Однако если собранный продукт вы планируете продавать по всему миру, то его отправка из Украины обойдется значительно дороже, чем, допустим, из Китая или Гонконга. А авиадоставка из Китая по всему миру осуществляется вообще в течение пяти дней. Кроме того, это избавит вас от ненужной волокиты с таможенным оформлением, которое также накладывает дополнительные расходы.

Где искать партнеров

Прежде всего, на международных выставках. Мы много ездили по миру, знакомились, смотрели, как устроено производство. На данный момент мы сотрудничаем с более чем 15 производителями, а стратегических партнеров всего несколько. Прежде чем мы нашли этих партнеров, мы обошли порядка 150 производств. Это была многолетняя работа. Кроме того, нельзя найти одного суперуниверсального производителя, который сможет делать буквально все – нужны производители разного профиля, имеющие узкие специализации в нужных областях. Например, каждый из наших подрядчиков имеет свою четкую специализацию в определенной отрасли: одни лучше работают с металлом, другие с пластиком, третьи с электроникой и т.д. У них есть хорошо оборудованные лаборатории для тестирования элементов будущего продукта, что и обеспечивает контроль качества. Поэтому каждого партнера нужно искать индивидуально.

Записала Ира Керст. Фото и видео из личного архива Владимира Хилюка

— Читайте также: Онлайн-бізнес самотужки: 11 порад для підприємців-початківців

Мы в Facebook