Как понять и полюбить классическую музыку?

Евгений Громов о музыке для детей и родителей

07.03.2015

Многие родители не знают, как приобщить детей к классической музыке. Часто ребенок отказывается ходить в музыкальную школу, а в зрелом возрасте интерес к качественной музыке может исчезнуть и вовсе. Но решение есть, и придумал его известный в Украине и за ее пределами киевский музыкант Евгений Громов. Вместе с образовательной организацией Культурный проект в марте этого года он запускает уникальный музыкальный проект — «Я осилю Баха».  Почему этот проект не имеет аналогов в Украине и важен именно сегодня, с WоMо в эксклюзивном интервью поделился сам автор.

О бунтарском духе и музыке

Для меня музыка, которую я исполняю, всегда нова и современна, вне зависимости от времени ее создания. Вся она принадлежит руслу европейской музыкальной традиции, имеющую более чем тысячелетнюю историю от Гийома де Машо до Джорджа Бенджамина. Но поскольку в нашем сознании разорвано видение полной картины становления и развития музыки, некоторые вещи поначалу кажутся бунтарскими. Безусловно, есть города с невероятно насыщенной и разнообразной концертной жизнью. Прежде всего мегаполисы: Лондон, Берлин, Париж, Амстердам… но не только. Скажем, относительно небольшие швейцарский Люцерн или австрийский Зальцбург имеют потрясающие музыкальные форумы, на которых представлен весь стилистический спектр  музыки. Украина в целом и Киев в частности, увы, не могут похвастать подобным статусом.

О понимании современной музыки

Музыка первой половины ХХ века давно стала классикой и звучит повсеместно. Второй половины – гораздо меньше, даже в Европе. Для этого существуют специализированные фестивали. Также некоторые солисты и ансамбли ведут активную деятельность в данном направлении. Западные оркестры включают в свой репертуар 5-10% авангардной музики, вплетая ее в более доступный для широкой публики контекст.

Фото Володимир Осипенко

Фото Владимир Осипенко

Для понимания современной музыки необходимо иметь хотя бы приблизительное представление о том, что и как писалось прежде и непосредственно перед ней. И самообразование здесь играет не последнюю роль.

Проект концертов-лекций «Я осилю Баха» задуман мной лет 10-15 назад. Это то, что я хотел бы вернуть себе в качестве ребенка-слушателя, когда только начинал учиться музыке. В программе данного цикла концертов-лекций мною будет показано то, что узнал и полюбил со временем, самостоятельно, но о чем не предполагал в музыкальной школе.

Об обучении в музыкальных школах

Очень трудно всем сейчас, и музыкальным школам не в последнюю очередь. Но… время идет: талантливые дети рождаются, растут, а ничего не меняется в сфере начального музобразования.

Если говорить о Европе, там совсем иной подход к приобщению детей к музыкальному миру. Включаю как-то канал Mezzo и вижу: в парижском Cité de la musique (Городе музыки) один из лучших оркестров Франции исполняет исключительно для юношеской аудитории балет-сказку Стравинского «Жар-птица», а после концерта – лекция, в которой выдающийся композитор и прославленный дирижер Пьер Булез дает краткие пояснения относительно композиционно-поэтических деталей партитуры и тут же подтверждает сказанное посредством оркестра вживую. И полный зал заинтересованной детворы… Я бывал несколько раз на люцернском фестивале. При нем лет 10 тому назад учредили Академию музыки ХХ столетия с большим количеством разнообразных мастер-классов и воркшопов, где выдающиеся композиторы читают лекции, объясняют свои произведения, учат правильной их интерпретации. Признанные дирижеры, инструменталисты обучают молодое поколение исполнителей тонкостям дирижирования и игры на различных инструментах. И все это в непосредственной дружественной атмосфере. Перефразируя Бетховена: «от сердца к сердцу».

фото Аліна Карбан

Фото Алина Карбан

Не нужно бояться показывать детям и весьма сложные, на первый взгляд, вещи. Пусть они видят контрасты, более широкую амплитуду стилистических колебаний музыки в разные эпохи. Ребенок должен пройти сквозь это, а затем, может быть, и отбросить за ненадобностью. Мы видим тут совсем другой подход к воспитанию музыкального вкуса у ребенка, возможно, в чем-то отдаленно напоминающий принципы Вальдорфских школ.

О формате проекта «Я осилю Баха»

Так уж повелось, что часто на своих концертах я вынужден был давать вступительные комментарии, вводя слушателей в атмосферу музыки и акцентируя внимание на важных аспектах сочинения. Я начал практиковать это еще с начала 90-х годов. В начале 2000-х провел со своим приятелем в союзе композиторов двухгодичный курс лекций о музыке ХХ века.

Принцип подбора музыки для концертов-лекций “Я осилю Баха” был довольно прост. Мною выбраны наилучшие с композиционной, поэтической точки зрения произведения, написанные специально для детей либо апеллирующие к сознанию ребенка. К примеру, «Лирические пьесы» Эдварда Грига полны скандинавскими сказочными персонажами: феями, эльфами, гномами, троллями… Эта музыка изучается в музыкальных школах очень фрагментарно. А ведь по отдельной взятой пьесе нельзя судить, скажем, о романтизме в целом. Для большей наглядности, в этом проекте , я, рассказывая о музыке, сразу же буду озвучивать то, о чем говорю.

- Читайте также: Шесть замечательных фильмов о музыкантах

О целях проекта “Я осилю Баха”

Главная задача — помочь детям войти в безбрежный мир музыки, попытаться полюбить его, каждый на доступном ему уровне, естественно. Несмотря на то, что в проекте мной подобрана музыка главным образом детская, тем не менее, она обладает всеми характерными чертами и свойствами, присущими «взрослой» этих же авторов. К тому же, крайне интересно проследить в полном объеме в рамках цикла «Я осилю Баха» развитие поэтики детского клавирного репертуара за 300 лет от барокко до авангарда и постмодернизма включительно. Здесь, как в капле, отражается весь океан европейской музыки, но в наиболее очищенном, что ли, и прозрачном виде. Поначалу я планировал показывать исключительно ХХ век, но потом понял, что нельзя начинать прямо с Дебюсси и Стравинского, нужно хотя бы с романтизма. Дальше – больше, Моцарт, Бетховен, Чайковский никак не могли остаться за кадром, да и  без Баха тоже не обойтись. Вот и получается, что «Я осилю Баха» является систематическим курсом.

Полагаю, что взрослому программа будет даже интересней, чем ребенку, поскольку дети не могут удерживать в сознании всего того, что им говоришь и показываешь.

Поэтому этот курс адресован прежде всего тому нестареющему внутреннему ребенку, который живет глубоко в каждом из нас, но интеллектуально предназначен для всех возрастов. В конце концов, по моему замыслу, в ходе концертов-лекций возрастной вопрос снимется сам собой и останется лишь музыка.

Это неважно: сидит ли ребенок тихо, может ли он сконцентрироваться или нет. Главное окунуться в музыкальный поток. Если человек, пусть даже маленький, сможет прослушать весь цикл или хотя бы определенную его часть, он, незаметно для себя самого, приблизится вплотную к прекрасному и вечному искусству музыки. Главное – дать толчок в правильном направлении.

- Читайте также: Музыкотерапия для детей