Чем занять ребенка, который пришел к вам в гости

Практичные подсказки

15.01.2015

В предыдущей колонке Мария Храпачева рассказывала, какие существуют стратегии, если вас попросили присмотреть за чужим ребенком. Сегодня же она делится рекомендациями, чем занять детей, которые внезапно оказались у вас в гостях. Или вы у них.

Итак, «внезапные» дети могут с вами случиться в разных местах: у вас или у них, в помещении или вне. И вам придется чем-то их занять или заняться с ними вместе. Вот несколько правил-подсказок.

1. Никакой спецподготовки не понадобится. Из предметов и занятий годится то, что под рукой. Из ваших умений — те, которыми вы обладаете и часто пользуетесь.

2. Всегда надо познакомиться. Назвать себя и игрушку, которую вы хотите предложить ребенку, у него спросить имя, сколько лет и как зовут ту игрушку, которой он сейчас играет.

3. В доме ребенка он сам вас поведет и покажет, чем займет вас. Последуйте за ним. В его темпе и манере. В вашем доме – внезапный ребенок или сам чем-то заинтересуется, или вы можете предложить. Сориентируйте его, покажите поле деятельности. Может, этим полем будет расстеленное на полу одеяло. Или табуретка и тазик на ней.

4. Обязательно определите свои твердые «нет». На какую часть вашего помещения внезапный ребенок не зайдет (закройте эти комнаты). Что вы можете назвать и показать, но не давать в руки. Чего делать нельзя: наливать воду на ковер, сыпать в аквариум собачий корм, кусаться, протыкать карандашами диван. Найдите замену этим занятиям: в случае запрета детям необходима альтернатива. Возвращая ребенка родителям, укажите, на какое ваше время в его обществе они смогут претендовать в следующий раз.

5. Многое подсказывает возраст. С детьми лет до двух с половиной вам придется догадываться, что им нужно, а ближе к трем они уже в состоянии это назвать. Следите за их интересом, он быстро переключается, пользуйтесь действиями «отвлечь» и «привлечь». Трехлетки – сами настаивают на своем «хочу» или «не хочу». Четырехлеткам захочется быть отмеченными в чем-то, где они совсем как взрослые мужчины (если вам достался внезапный мальчик) или как девушки (если вам досталась внезапная девочка). Дети, у которых начали меняться зубы, вполне могут получить удовольствие от дискуссии: покажите пример уважительной беседы.

- Читайте также: 5 занимательных научных опытов для детей

 

А вот список практичных и интересных занятий для компании из взрослого и внезапного ребенка, без привязок к полу и возрасту:

— вязать морские узлы;
— вырезать что-то из журналов и просто из бумаги;
— строить дом из пары стульев;
— помогать на кухне (как минимум «давай сложим все картофелины в эту кастрюлю» и «завяжи, пожалуйста, на мне передник»);
— разберем одинаковые носки, чтобы каждый нашел своего брата;
— изобразить закорючку, каляку-маляку. Посмотреть, на что она похожа, и немножко дорисовать. Хорошо в этом занятии меняться по очереди. Когда фантазия иссякла, переворачиваем лист вверх ногами и смотрим, на что похоже. Или переворачиваем изнанкой к себе и смотрим на фоне источника света: на что похоже. И немножко дорисовываем;
— ладушки и прочее из рук в руки, да еще и приговаривать, да еще и рифмовать;
— как поделить кучу пуговиц пополам, не пересчитывая;
— из пуговиц делаем мозаику: похожую на лето, похожую на город, похожую на приятный сон, похожую на…(чем обширнее, тем лучше);

pugovicy-slon
-из них же – ресторанный обед (салат, горячее). «А что ты любишь из еды»? – отличная светская беседа.
— «У меня есть вот эта штука, она отлично шумит» (показываем, как);
— лоскутки. Кучу лоскутков разобрать на виды ткани (кстати, что шьют из тонкой шерсти? из бязи? из трикотажа?). Или разложить от самого темного к самому светлому. Или: давай выберем только те, которые как-то похожи, допустим, на желтые, и каждому цвету дадим имя. Найдем соответствие в корешках книг.
— рисовать НЕ карандашами и НЕ на А4. А, например, горелыми спичками внутри конфетной коробки.
— еще с конфетной коробкой: сконструировать внутри нее квартиру. Или комнату. Кто в ней будет жить, что ему\ей\им тут понадобится, как это расположить?
— заворачивать что-то в бумагу и разворачивать;
— рвать на мелкие клочки газету и разбрасывать на заранее отведенной территории (например, только в этой части комнаты), «как будто идет большой снег». А потом играть в снегоуборочные машины – собирать снег в пакет. Выбросите эти обрывки, когда ребенок уйдет;
— разматывать и сматывать нитки в клубок. С разных концов. Отдельно от себя и к себе;
— тремя разными способами перешнуровать кроссовки. Ваши тоже. То есть друг другу;
— складывать бумажный пароход и пускать плавать в ванне.

И так далее. Длина списка ничем не ограничивается. В общем и целом внезапного ребенка совсем не нужно как-то особенно развлекать. Как со своими, так и с внезапными чужими естественнее, проще и лучше делать что-то вместе.

- Читайте также: Чем занять детей дома зимой