Как «реанимировать» ребенка после психологического/физического насилия

Мнение психолога

27.05.2016

Уже несколько дней в СМИ гремит информация о горе-логопеде из Одессы, которая позволила себе не просто непрофессиональное поведение, а грубое насилие над маленьким ребенком, у которого были проблемы с речью. Ситуация была записана на скрытую видеокамеру и позже обнародована в интернете. На видео снят «сеанс» с логопедом, которая грубо ведет себя с мальчиком, насильно усаживает его на стул, бьет по лицу и кричит на него. Издевательство закончилось, только когда на крик ребенка прибежала няня, которая была в другой комнате. По словам бабушки мальчика, состояние ребенка сильно ухудшилось, он заикается сильнее, чем до «терапии» с врачом.  Мы не смогли проигнорировать этот случай и решили поговорить с психологом, которая, посмотрев ролик с записью инцидента, рассказала, как вести себя родителям, чьи дети пережили подобное насилие, и к каким последствиям может привести бездействие и игнорирование посттравматической терапии.

circle (6)Вера Романова, кандидат психологических наук, практикующий психолог 

То, что делала логопед, — это, мягко говоря, плохо, но судя по реакции мальчика, он получал по лицу неоднократно до этого. Об этом можно судить, оценивая его действия и физиогномику уже после оплеухи.

Есть психологическое, эмоциональное и физическое насилие. Последствия физического насилия видны невооруженным глазом, они проявляются у детей сплошь и рядом. Ребенок начинает действовать таким же образом по отношению к другим детям, посторонним людям и родителям, если он их не боится. Это заметно. А если говорить о психологическом и эмоциональном насилии, то последствия очень тяжело распознать. Даже профессиональная экспертиза делает это с большим трудом. Для этого нужны сразу несколько специалистов. На последующую жизнь такие травмы имеют очень длительный эффект влияния. Ведь дети начинают видеть мир, как пугающее и опасное место. И если это событие никак не «проработать», то — это ощущение страха перенесется во взрослую жизнь. Как правило, такие дети становятся взрослыми с повышенной уязвимостью и критичностью к себе, появляется перфекционизм или безразличие к миру.

Симптомы, по которым можно распознать, что ваш ребенок подвергся какому-то из видов эмоционального насилия

Поведенческие симптомы

В его поведении появится замкнутость, тревога, он будет ощущать себя брошенным. Дети, с которыми так обращались, чувствуют стыд и вину. Они будут сами себя бесконечно обвинять. Именно в этом случае нужно прислушаться к ребенку, как он говорит о себе в третьем лице. Например, он будет говорить, что он плохой, что он не такой. На физическом уровне, когда у него что-то не будет получаться или когда ему будут делать замечания, он может себя бить или выдирать клоки волос. Он будет пытаться себя наказать за чувство вины и самообвинения. Это мелкие действия, на которые надо обратить внимание, потому что они смогут помочь обнаружить факт насилия.

Физические симптомы

Дети, которые подверглись подобному насилию, безумно пугаются резких звуков, собак, кошек и других животных, к примеру. Причем под этим не будет основания. Одно дело, когда ребенок боится насекомых, если его укусила пчела или оса, а совсем другое – если вы знаете, что его никто не кусал, а он вдруг начал шарахаться от пролетающей мимо мошки.

Может проявляться реакция на так называемое функциональное место. У него будет проявляться реакция не на похожего человека — другого учителя, врача, мамину подружку или родственника, а на повторение обстоятельств ситуации. Если говорить на примере случая в Одессе, то ребенок может бурно отреагировать, если мама точно так же сядет напротив или это же сделает учительница в школе. Если повторятся обстоятельства похожие на те, что травмировали ребенка, это будет реакция не на образ, а на функциональное место.

Мы могли видеть, что логопед ограничила ребенку свободу после того, как ударила. Она его все время возвращала на стульчик в одну и ту же позу, а теперь представьте ситуацию, когда ребенок попадает в школу и учитель его попытается усадить за парту — могут быть проблемы с учебой. Там, где будет идти ограничение свободы – будет протест. А мальчик протестовал и по его движениям это видно.

Варианты «реанимации» ребенка после психологического/физического насилия

К сожалению, это человеческий фактор, и никто не застрахован от того, чтобы ситуация не произошла с вашей семьей. Вы можете отдать ребенка в самый лучший садик, с лучшей воспитательницей, но в один день она заболеет и на замену выйдет совершенно другая, чье поведение вы не сможете знать. Поэтому нужно быть готовым ко всему и знать самые элементарные методы «реанимации» ребенка после такого поведения с ним взрослого.

Не нужно менять принципы и способы поведения, особенно если в семье уже установлены какие-то общие правила поведения. Не стоит резко менять отношение к ребенку. Дело в том, что ребенок может использовать такой опыт в будущем для того, чтобы получать все то, что он хотел. Обманным путем. Главное – терпение родителей к тому, что первое время он может быть агрессивным, ему нужно немного времени, чтобы от этой ситуации отойти. Нужно дать понять ребенку, что вы его понимаете и что вы его хотите слышать. Это должно выражаться не только словами «я тебя понимаю, я тебя слушаю, я тебя поддерживаю», но и на уровне действий. Не бросаться вместо него завязывать шнурки, а спросить: «Хочешь ли ты, чтобы тебе помогли завязать шнурки?». У каждого ребенка период восстановления от пережитого стресса — разный.

Помимо терпения, нужно обязательно включить ребенка в деятельность. Даже простая бытовая деятельность будет отличным вариантом. Это еще и отличная возможность приучить ребенка к каким-то домашним обязанностям. Но занимаясь домашними делами вместе с малышом, вы должны быть доступны к разговору, не отмахиваться от него, если вы заняты приготовлением обеда, и говорить «сейчас я доварю суп и тогда мы пообщаемся», а нужно ставить ребенка рядом на стульчик, варить суп и параллельно слушать его. Ребенку очень важно, чтобы родители были в доступе для выговаривания. Не стоит искусственно моделировать ситуацию и разговор — «давай поговорим об этом, расскажи мне про это» и т. д. Когда настанет время, ребенок сам заговорит, это может произойти в самый неожиданный момент. Ваша задача — терпеливо его дождаться. Если же ситуация имела место быть, а ребенок никак не проговаривает долгое время эту ситуацию, то это уже крайний случай. Значит, есть проблема с родительскими отношениями.

В любом случае я рекомендую показывать ребенка специалистом и обращаться либо к травматерапевтом, либо к детским психотерапевтам. В психиатрию не советую обращаться сразу, без крайних причин. Потому что бывают пограничные состояния, с которыми психологи и травматерапевты хорошо справляются. В то время как классическая медицинская позиция заканчивается на приеме лекарств. Что может определенное время «замораживать» ситуацию — ребенка будут успокаивать медикаментозно, но сама травма не будет прорабатываться.  Медикаментозное лечение — это грубое вмешательство, и оставьте его на крайний случай. Другая проблема, что у нас с психологическими проблемами не привыкли куда-либо обращаться. Если провести аналогию, то когда женщине нужно сделать маникюр, она идет в маникюрный салон и обращается к специалисту. Моя мама в моем детстве сама красила себе ногти. А сейчас это делают на каждом шагу. И этим узкопрофильным специалистам мы доверяем и бегаем к ним регулярно, а к психологам почему-то стыдно, потому что «само пройдет».

У детей, которых переживают подобную травму, может начаться энурез. Они могут снова пить из бутылочки или сосать палец в 8 лет. Это происходит, потому что им в том «младенческом» возрасте было хорошо и безопасно.

Дети постарше могут боятся оставаться одни без родителей. На это нужно обратить внимание и не говорить, что «ты можешь сам подождать 5 минут, потому что ты взрослый». Лучший способ борьбы со страхом одиночества — вводить график. Научить ребенка пользоваться часами и точно возвращаться в то время, которое пообещали. И если ребенок остается с няней, особенно важно точно возвращаться, когда «стрелочка будет на 12» или в любое названное время.

Помимо вышеописанных проблем, могут появиться проблемы с засыпанием. Чтобы их купировать, нужно придумывать сонные ритуалы: убаюкивать игрушки, читать книжки, укладывать кукол спать. Уделять процессу засыпания больше времени. Если ребенок просит побыть с ним, — не отталкивать и не торопить в засыпании.

Как справиться с кошмарами

Самый простой способ помочь ребенку справиться со страшными снами — взять листочек бумаги и попросить ребенка нарисовать то, что ему приснилась на этом листочке. Через две минуты дать ему чистый листочек, потом еще один и еще. Пока рисунков не станет минимум 10. Делать это нужно в игровой форме, например, поиграть в выставку, развесив эти листочки на сушилке для вещей. Вы сами увидите, как будут меняться рисунки.Через некоторое время можно повторить эту игру и увидеть динамику. Если ребенок не любит рисовать, то можно попробовать лепить из пластилина или из теста. Деткам постарше поможет футбол, лупить мячик, боксерскую грушу — любые способы выплескивать эмоции и энергию.

Обязательно разговаривайте с ребенком. Самый простой способ вывести на разговор —  спрашивать о том, как он провел день в школе или садике. Казалось бы, простой вопрос: как прошел твой день, а ребенок может начать рассказывать о событиях, которые произошли полгода назад.

— Читайте также: На повышенных тонах: 6 доказательств того, что ссора при ребенке – табу