Как я продала своего ребенка

Секретные WoMo-материалы

28.04.2015

Однажды я «продала» свою дочь. Но начну я, пожалуй, не с этого, а с того, что спрошу вас: как вы думаете, кто должен уметь хорошо продавать? Ваш директор по продажам? Или, может, торговец на рынке? Кому навыки продаж нужны больше?

Не спешите отвечать, задумайтесь.

А я пока расскажу вам свою историю.  Все началось с поступления моей старшей дочери в первый класс школы моей мечты. Да, моей, потому что я, как работающая мама, считаю школу-сад идеальным вариантом для семьи из двух пашущих родителей без бабушек в пределах 800 км и без няни. Полный день с 8 до 19 и школьный all-inclusive: уроки, питание, дневной сон, игры, прогулки, секции, помощь  с домашними заданиями. Утром сдал – вечером принял.  Видимо, прелесть системы обучения оценила не только я, потому что на вступительные экзамены (да-да, три экзамена для 5-6 летних детей!) пришло почти 60 человек.

Длилось тестирование около двух часов, родители ждали в холле, а за дверями класса стоял шум-гам: 60 детей вдруг остались без контроля в оборудованной игровой комнате. Надо ли удивляться, что весь этот праздник души моя дочь в пять с половиной лет восприняла именно как праздник, и тесты провалила? Разочарования я не испытывала, скорее досаду: такая школа была в нашем районе одна, возить в другой район я была не готова. При этом в способностях дочери я была уверена, потому что ее хвалили за сообразительность все воспитатели, страдало только поведение, которое и помешало собраться на вступительных тестах.

И я решила, что нам нужен второй шанс. Во мне включился профессиональный подход продажника. Отключив эмоции, я поставила школу на место покупателя, где директор – ЛПР (лицо, принимающее решение), а ребенок – товар, который надо продать. А далее по алгоритму продаж:

  1. Знакомство с клиентом
  2. Выявление потребностей
  3. Презентация решения
  4. Работа с возражениями
  5. Продажа — закрытие сделки

С директором школы я была знакома только понаслышке, но даже то малое, что я знала, помогло определить потребности «покупателя». В деньгах у школы потребностей не было (по крайней мере тех, которые могла предложить я). Родители основали фонд, из которого выделялись средства на остекленение, озеленение и всяческое облагораживание жизни школы и учителей, потому «коррупционная схема» отпадала.

Доступ к директору был ограничен примерно так же, как и доступ к СЕО крупной корпорации. Потому я ограничилась устным опросом учителей и завуча о том, что же важно для школы. Удалось выяснить, что директор амбициозна и любит быть первой, в детях ценит стремление к победе, а достижения детей приумножают престиж школы. Ну что же, переходим к презентации решения, подумала я.

- Читайте также: Школа-сад или школа?!

Для начала обратилась к воспитателю детского сада. Она написала характеристику и взяла рекомендации у учителя танцев, логики и английского, с которыми дочка занималась при саде. Потом я нашла дома все грамоты, которые Аня получала за победы в конкурсах.  От себя я еще сделала перечень всех секций, которые дочь посещала, начиная с трех лет. Подкрепила все это фотографией кудрявой девочки в прекрасном платье со свадебной фотосессии Аниной крестной. Когда я все это разложила по файлам и собрала в папку, сама умилилась. На обложку поставила фото, чтобы сразу расположить клиента. Основной месседж презентации был: «талантливый и амбициозный ребенок будет не только грызть гранит школьной науки, но и соберет для вас все призовые места района на олимпиадах».

В восемь утра следующего дня я героически прорвалась через охранника школы, «прошла» секретаря, и вошла в кабинет директора. У меня было минуты три, пока секретарь не опомнится. С доброжелательной, излучающей уверенность улыбкой, я сообщила, что по неведомой мне причине результаты тестов не смогли по достоинству охарактеризовать вот эту девочку (презентацию с фото на обложке – на стол бац). А ведь она, в свои пять с половиной лет уже многое успела доказать, и готова прославлять доброе имя школы, в которую попадет. Но очень важно, чтобы она попала в достойную среду, коей я вижу именно эту чудесную кузницу детских кадров.  Посмотрите больше о девочке и примите, наконец, решение дать нам второй шанс и пройти тестирование еще раз, в индивидуальном порядке. Я знаю, что это почти невозможно, ведь набор в первый класс уже сделан (тут началась работа с возражениями), но именно в индивидуальном порядке мой ребенок может наилучшим образом проявить себя. Тем более, тестирование одного ребенка не займет у школы много времени. Вот мой телефон для обратной связи. И как раз в этот момент в дверях недовольное возникло лицо секретаря. Я извинилась за вторжение и вышла.

Далее было два мучительных дня, и первая победа! Мне позвонили из школы, сообщили, что презентация ребенка произвела впечатление, и что готовы тестировать дочь повторно. Остался последний пункт продажи – закрытие сделки. К тестированию я отрепетировала с Аней все, что было надо до состояния «разбудят ночью – расскажешь». Все прошло гладко и как по нотам: математика, английский и общение с психологом. В школу нас взяли! И вот после этого только я себе позволила включить эмоции и выдохнуть. И ради справедливости отмечу, что за четыре года учебы в той школе Аня действительно сумела собрать приличное количество грамот за победы в олимпиадах, межшкольных соревнованиях и конкурсах.  Дважды было первое место в районе. Я ведь ничего не придумывала, а только подчеркнула ее сильные стороны и спроецировала ее возможности на будущее.

А теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале «Кому нужно уметь продавать?». Думаю, что не только тем, кто связан с продажами по работе. Уверена, что всем этот навык будет полезен. Даже если вы – домохозяйка, пенсионерка, финансовый директор корпорации, директор по персоналу на государственном предприятии или работаете в закупках.

Уметь продавать свою идею – значит уметь преодолевать препятствия и проходить сквозь стены легче, чем это делают те, кто не продает, а «впаривает». Просто найдите потребность и покажите, как ваша идея поможет ее удовлетворить.