Караул, ограбление: Как защитить идею стартапа от воровства

Предупреждая плагиат

бизнес-идея
07.09.2016

Я уверена, что почти каждая из нас, мечтая об открытии своего дела, испытывает страх перед кражей бизнес-идеи. Своровать, свистнуть, увести, — называйте этот процесс, как хотите. Но суть будет одна – мы жутко переживаем и расстраиваемся только от одной мысли о том, как взлелеянная в мечтах идея вдруг оказывается в чужих руках. Отлично, когда у вас уже есть крутая команда, с которой можно пройти огонь, воду и медные трубы. Делясь с близкими по духу людьми, вы только приумножаете шансы продумать идею более тщательно и воплотить как можно скорее и успешнее. Мне повезло с такой командой — в Lady.biz каждая из нас поддерживает и дополняет друг друга.

А что делать, когда у вас нет команды или людей, способных воплотить идею? Риск того, что незнакомые люди используют вашу идею, как свою, растет в геометрической прогрессии по отношению к привлекательности и выгодности стартапа. Попробуем разобраться, как же можно этого избежать?

Во-первых, идеи и правда носятся в воздухе. Вспомните только о сотнях научных открытий, сделанных учеными и изобретателями, живущими в разных концах света и ни разу не встречавшими друг друга! Вполне возможно, что пока вы смакуете мечту о собственной мини ферме по разведению французских улиток, на соседней улице кто-то просматривает форумы о том, как кормить этих самых улиток и сколько их нужно выращивать.

Во-вторых, кража идеи и не считается особенно плохим поступком. Нынешние воры кивают уже на Джобса и напоминают, что дьявол в деталях. Apple не придумали смартфон, Google не придумали поиск, Amazon — не первый онлайн-магазин, а Facebook — не первая социальная сеть. Но именно они вывели продукты на новый уровень.

Поэтому давайте определимся для начала, на какой стадии «идеевоплощения» вы находитесь в данный момент?

  • вы сидите на диване и мечтаете о реализации идеи в жизнь;
  • идея в процессе, когда вы уже что-то делаете, но до конца не доделали и не запустили проект;
  • готовый для внедрения, но пока еще сырой и необкатанный проект.

В моем окружении есть несколько «генераторов идей», чьи проекты так и остаются проектами. Они могут рассказывать о своих идеях сутками напролет, увлекать знакомых невероятными перспективами, обещать самим себе и окружающим «золотые горы», но когда вы только придумали идею и витаете с ней в облаках, ее ценность ничего не представляет. Потому что даже воры классных идей хотят сначала ВИДЕТЬ, как она хороша, а не СЛЫШАТЬ  об этом. То, что бабушка дала вам  рецепт потрясающего печенья и вы и даже купили для его изготовления самые свежие и дорогие продукты – еще не гарантия вкусной выпечки. Поэтому на этом этапе опасаться воровства идеи практически не стоит.

Во втором случае вам уже есть что ПОКАЗАТЬ потенциальным партнерам, инвесторам, подрядчикам. Идея обретает форму, но работы предстоит ой, как много! Тесто вы замесили, и оно подошло. Но получится ли печенье таким, как вы его задумали – большой вопрос! Конечно, на этом этапе риск воровства вашей идеи возрастает в разы.

Ну и самый рискованный – третий вариант. Вами уже были приложены какие-то усилия по  реализации идеи: имеется четкое видение проекта, проведено исследование рынка и составлен бизнес-план. Если вы даете кому-то семейный рецепт бабушкиного печенья— не злитесь потом, если им воспользуются.

Получается, что своровать идею могут на любом этапе. Но самой вкусной и привлекательной она бывает уже на этапе воплощения. А пока вы только строите воздушные замки, вряд ли найдется энтузиаст, которому захочется их воплощать. Если только, конечно, ваша идея – это не вечный двигатель.

Но как же в таком случае защитить свою идею?

Придумайте стоящую идею

Стоящая идея  обязательно будет иметь какие-то препятствия или ограничения  для быстрого воплощения. Например, ваши уникальные навыки либо знания. Или хорошую сумму денег. Возможно, редких специалистов. Или, например, время. Шансы того, что всем перечисленным обладают и ваши воры-конкуренты будет гораздо меньше.

Включите скоростной режим

Первые – смотрят на звезды. А вторые – на спины первых. Эта поговорка как нельзя более актуальна в наше время. Аккумулируйте все ваши силы и ресурсы и сделайте рывок вперед, обходя всех тех, кто только думает, как воплотить в жизнь уведенную у вас идею.

Разделяйте и властвуйте

Если это возможно, разделите воплощение вашего стартапа на части и распределите обязанности между разными специалистами. Наймите, к примеру, удаленного фрилансера, местного технического специалиста и соседку-рукодельницу, и поручите каждому его часть работы. Затем соберите все части проекта воедино.

Объявите об идее всему миру

Вот что советует Стеф Левандовски, сооснователь Makeshift и принципиальный противник NDA: «Сразу же напишите о вашей идее в Twitter, напомните о ней на следующий день и продолжайте в том же духе. В следующий раз, как заговорите о своем проекте, начните с этого: “Я делаю этот проект в открытую. Если вам нравится моя идея, передайте ее другому или подскажите, с кем мне еще поговорить”».

Страх того, что ваша идея уйдет в другие руки, будет существовать всегда! Но, на мой взгляд, сама по себе идея, без ее реализации – не стоит ничего. Поэтому воплощайте свои идеи в жизнь, а не тратьте свои силы на бесполезные и пустые переживания. Замените слово «мечтай» на «делай» — и именно вы будете той, кому в спину смотрят «вторые» и «опоздавшие». Отличных вам идей и успешных воплощений

— Читайте также: 9 принципов, как вести себя женщине-руководителю с подчиненными