Карманные деньги в 6–8 лет

Как определить сумму и платить ли за выполненные задания

22.05.2014

Мы уже обсудили основы воспитания финансовой грамотности для детей 6-8 лет и прикладные игры для закрепления теоретической части. Пришел черед поговорить о так называемых карманных деньгах.

К тому моменту, когда дети отправляются в школу, они уже готовы получать деньги на карманные расходы. Основная задача родителей — предоставить возможность ребенку самому распоряжаться полученными средствами: откладывать, вкладывать во что-то либо просто тратить. Выдаваемая сумма не должна зависеть от полученных в школе отметок. Однако уже сейчас можно подводить ребенка к мысли, что он сам может влиять на сумму своих карманных расходов, помогая взрослым.

В этом возрасте деньги на карманные расходы нужно выдавать для начала ежедневно. Как определить сумму карманных расходов? Составьте вместе с ребенком список его ежедневных затрат. На этом этапе он будет совсем небольшим, скорее всего, в него войдут:

— транспортные расходы;
— расходы на питание в школе;
— небольшие дополнительные расходы (покупка перекуса, мелких аксессуаров).

Позвольте ребенку оставить себе все сэкономленные за день деньги. Предложите ему складывать их в коробочку или специальный кошелек и не тратить. Через две недели ежедневной выдачи карманных денег обсудите с ребенком:

— Тратит ли он одинаковые суммы каждый день?
— Что именно он покупал ежедневно в школе на обед? Какие суммы тратил?
— Сколько денег у него оставалось каждый день, сколько накопилось в коробочке?
— Сколько всего он получил и сколько потратил денег в первую и во вторую недели?
— Что он планирует купить на сэкономленные деньги?

Следующие шаги:

1. Если ребенок выполнил все договоренности (тратил оговоренные заранее суммы, откладывал остаток, запоминал суммы расходов или собирал чеки), вы можете предложить ему перейти на еженедельную систему выдачи карманных денег.

2. Выдавайте деньги в воскресенье и просите его расписать расходы на неделю.

3. Обсуждайте все расходы и сэкономленные суммы перед выдачей следующей порции карманных денег.

4. Предложите ребенку определить цель для накопления: что бы ему хотелось купить? В идеале — спланировать две покупки разного масштаба: нечто желаемое, на что он может накопить за месяц, а также что-то более существенное по стоимости, что требует накоплений в течение, например, 3-4 месяцев. Предложите завести две коробочки или конвертика для каждой из сумм, подписать их (на что копим и какую сумму нужно накопить) и каждую неделю пересчитывать, сколько осталось собрать. Вы можете предложить ребенку еженедельно складывать поровну сэкономленные средства в эти конверты или коробочки, а можете определить другие пропорции.

Платить ли за домашнюю работу?

На этом этапе у родителей чаще всего впервые возникает вопрос: платить ли ребенку за домашнюю работу? С одной стороны, детей нужно приучать к предпринимательскому мышлению, развивать способность видеть способы заработка. С другой стороны, ребенок должен помнить, что не на всем нужно зарабатывать, не деньги являются целью всей нашей жизни и тем более на них не строятся отношения в семье.

Мои рекомендации:

— Платить за домашние дела рекомендуется только в том случае, если обычно вы платите за эту же работу кому-то другому (например, оплачиваете уборку квартиры приглашенному для этой цели человеку).

— При этом необходимо вместе с ребенком, всей семьей обсудить целесообразность оплаты данной услуги в принципе, в зависимости от финансовой ситуации и финансового плана семьи на данный момент. Например, сейчас вы принимаете решение сократить расходы в ближайшие полгода с целью накопить на крупную покупку или совместную поездку. Тогда каждый вносит свой вклад в процесс накопления: родители, например, сокращают количество необязательных покупок или походов в рестораны, а ребенок берет на себя часть домашней работы, за которую раньше семья платила постороннему человеку. И тогда ребенок знает, что вместо полученных на руки денег он делает свой взнос в достижение общей семейной цели. Объясняйте, что это очень важно и ценно для вас. Такое же решение может быть принято, например, с целью собрать деньги на помощь кому-нибудь (лекарство для родственника или подарок для одинокой соседки-пенсионерки).

— Если же вы готовы и дальше оплачивать кому-либо работу по ведению ряда ваших домашних дел (уборка, покупки, выгул собаки), очень даже хорошо будет позволить вашему ребенку на этом заработать.

— Вы также можете поручать ребенку решение ваших мелких рабочих вопросов, особенно если планировали поручить это кому-нибудь за деньги. Некоторые родители заказывают своим детям мониторинг информации в интернете, заклеивание конвертов, сортировку журналов — те дела, с которыми дети вполне способны качественно справиться.

— Опять же помните, что вы можете и должны обращаться к своим детям и просто за помощью, за которую вы не платите деньги. Даже если это помощь по работе. Не нужно приучать ребенка к мысли, что «за все должны платить». Важен баланс.