Катерина Возианова: «Я не отношусь к себе как к «женщине-предпринимателю». Будь я мужчиной, я бы делала все так же»

О высоких стандартах, diversity-бизнесе и костюмах в наследство

Катерина Возианова — уникальный предприниматель. Потому что создает одежду исключительно для мужчин. Потому что не делит менеджмент на «мужской» и «женский». Потому что знает, что для ее мастерской найдется место на Сэвил Роу и не боится это место занять. Мы спросили у основательницы мастерской Indposhiv, как ей удалось построить частный бизнес в Киеве и Лондоне, несмотря на два глобальных для Украины финансовых кризиса, каково это — постоянно работать с мужчинами и конкурировать в премиум-сегменте.

Катя, расскажите, как состоялся ваш переход из корпоративного бизнеса в частный?

Вообще, я человек решительный, поэтому переход состоялся быстро. В какой-то момент я поняла, что мне скучно работать в Procter & Gamble. И хотя я работала в самом нескучном департаменте (маркетинг), каждый день я осознавала, что все меньше решений принимаю я, а все больше их принимают за меня. А так как в работе мне в первую очередь важен драйв, я решила, что максимально смогу его получить, только если буду делать что-то свое. И я не ошиблась. Несмотря на серьезные карьерные перспективы, в том числе за рубежом, я приняла решение уйти в частный бизнес.  

В одном из интервью вы говорили, что ниша мужских костюмов практически не занята и именно поэтому вы сделали на нее ставку. Сегодня по запросу «пошить мужской костюм киев» Google выдал на первой странице ссылки на 11 компаний, кроме вашей. Ситуация на рынке Украины изменилась?

Когда я начала Indposhiv в 2009 году, такого понятия, как «bespoke пошив» в Украине не существовало (термин «bespoke» буквально означает «пошитый на заказ» и образован от глагола «bespeak» — «оговаривать, заказывать», — прим.ред.). Мы, по сути, начали формировать нишу пошива мужской одежды на заказ по стандартам bespoke. Причем я сразу понимала, что наша миссия состоит не просто в продвижении Indposhiv, а в продвижении самой культуры bespoke.

Конечно же, мы видим, что за последнее время создаются новые ателье и мастерские. Почти со всеми их владельцами я знакома лично, некоторые работали у меня и ушли в свой бизнес. Но о серьезной конкуренции говорить рано. Потому что мало кто из игроков относится к тому, что они делают, как к бизнесу, а не как к хобби.

Мы же относимся к своему бизнесу очень серьезно, а потому шьем костюмы по стандартам Гильдии портных Великобритании. Нашу квалификацию в ноябре 2013 года подтвердил один из самых известных портных Сэвил Роу — Ричард Андерсон (Сэвил Роу – улица в центре Лондона, где уже несколько веков находятся ателье лучших портных города, — прим.ред.). Он оценил работу мастеров Indposhiv и уверил, что созданный нами костюм полностью соответствуют стандартам bespoke. Это был первый украинский костюм, получивший столь высокую оценку. Более того, мы единственные в Украине, кто шьет по этим стандартам.

Что касается конкуренции, то сейчас это, в первую очередь, магазины готовой одежды премиальных марок. Однако они не мешают нам расти. В ноябре 2017 года мы открываем Indposhiv Bespoke House. Это современный формат, где в одном пространстве (а это отдельный дом в 4 этажа, площадью 400 кв. м) есть шоу-рум с тремя примерочными, современное производство мужской классической bespoke одежды, корнеры ведущих мануфактур, bespoke-бар. Мы постарались максимально создать то место, куда мужчинам хотелось бы не только приходить за идеально сидящим костюмом, но и возвращаться снова и снова. Мы хотим сказать украинским мужчинам, что костюм, пошитый на заказ, на уровень выше готовых костюмов «с вешалки».

Вы стартовали в 2009 году, в кризисные времена, каким был ваш менеджмент на тот момент?

Я бы сказала, что мой менеджмент в начале пути можно было охарактеризовать двумя фразами – «слишком западный» и «очень лояльный». Так как за весь свой предыдущий опыт работы я привыкла сотрудничать с «отборными» людьми и профессионалами, я думала, что методы управления Procter & Gamble будут применимы везде. Но я ошиблась. И мне понадобилось более двух лет, чтобы выработать новую стратегию управления. 

Изменили ли вы стратегию с приходом нового финансового кризиса 2014 года?

Если говорить о стратегии продвижения – нет. Наша целевая аудитория совсем не поменялась с кризисом, почти никто не уехал из страны, мужчины все так же нуждались и нуждаются в идеально сидящих костюмах. Поэтому мы продолжали идти по намеченному ранее пути, несмотря на скачки курса и финансовую нестабильность в стране.

Так как стоимость наших костюмов включает в себя стоимости ткани, которую мы закупаем в разных европейских странах и, в частности в Англии, с падением курса гривны относительно евро у нас автоматически выросли цены. Но благодаря нашим объемам и позиции на рынке, нам удалось убедить поставщиков снизить цены на ткани таким образом, чтобы клиент минимально почувствовал скачок цен.

А вы можете назвать себя «кризис-менеджером»?

Да. Но это никак не связано с финансовыми кризисами в стране. Мне кажется, что любой предприниматель — кризис-менеджер. В истории мастерской были очень разные моменты, было такое, что я оставалась совсем одна без производства, были ограбления и т.д. Я научилась работать в условиях постоянного стресса и неопределенности. Поэтому, да, считаю себя кризис-менеджером.

Можете дать несколько дельных советов для тех предпринимателей, которые не решаются развивать бизнес по причине «у меня ничего не получится, доллар нестабилен»?

Нельзя дать совет человеку, который сомневается. Возможно, ему это действительно не нужно в этот момент. Однако я точно знаю, что из 100 попыток результат приносит только одна. Но это не значит, что не надо пытаться.

При ценообразовании стоит ли ориентироваться на доллар США или все же на гривню?

Мы работаеем с лучшими мировыми текстильными мануфактурами: Loro Piana, Scabal, Dormeuil, Zegna и многими другими, поэтому мы, конечно же, не можем не учитывать курс валют при ценообразовании. Так как ткани и прикладные материалы являются значительной частью наших изделий, их стоимость влияет на себестоимость продукции и ее розничной цены.

Какие каналы продвижения вы сегодня используете?

Контекстная реклама, социальные сети (контентные проекты, реклама), PR (в основном, событийный и аналитические каналы). Также много клиентов приходят к нам непосредственно по рекомендации.

Развиваете ли вы свой бизнес за границей?

В 2014 году Indposhiv начал работать в Лондоне, и с тех пор наша команда ездит туда каждые 6-8 недель для принятия заказов и проведения примерок. Я не могу сказать, что Лондон — львиная доля наших заказов, но их количество постепенно увеличивается. Вообще, Лондон – столица мужской классической моды. Именно там зародились мужские костюмы и там расположена легендарная улица Сэвил Роу, откуда берут начало лучшие в мире bespoke мастерские. Поэтому решение начать работу там – логичное и оправданное.

Если представить ваш бизнес в концепции «she for he», что, по-вашему, нового вы привнесли в его развитие как женщина-предприниматель?

Я никогда не относилась к себе как к «женщине-предпринимателю» и уверена, что будь я мужчиной, то делала бы все так же. У меня, как у человека, есть определенное видение бизнеса и стандарты его ведения. Например, изначально в оргструктуре нашей мастерской была и остается такая должность, как клиент-менеджер (насколько я знаю, ни в какой другой мастерской в Украине такого нет). По сути, это и менеджер, и стилист клиента в одном лице. Также мы уделяем большое внимание деталям и я абсолютно уверена, что именно они создают атмосферу настоящего мужского клуба.

А еще, лично я горжусь тем, какую команду мне удалось собрать. Это лучше профессионалы страны. Но опять же, это не потому, что я женщина, а потому, что я обожаю работать с единомышленниками.

Чувствуют ли клиенты «женскую руку», приходя на примерки, посещая шоу-рум?

Мы не делаем ставку именно на гендерную составляющую в сервисе и с удовольствием бы сотрудничали и с клиент-менеджером/стилистом мужчиной, но пока, к сожалению, такого не нашли. С другой стороны, об этом лучше спрашивать у наших клиентов.

С кем проще работается – с женщинами или с мужчинами?

Проще всего работать с профессионалами (если говорить о коллективе), а что касается клиентов, то мы находим индивидуальный подход ко всем клиентам но, конечно же, приятней всего работать с уверенными в себе мужчинами и теми, кто знает, чего хочет.

Часто ли клиенты выбирают ткани, крой вместе со своими вторыми половинками?

Тут нужно разделять: для заказа делового гардероба и кэжуал клиенты приходят сами и крайне редко с кем-то. Для торжественных случаев, как правило, — со второй половиной.

Насколько ваш бизнес diversity? Можете оценить по 10-балльной шкале?

Мы открыты к талантам в первую очередь и, конечно же, толерантны. Этот момент, как мне кажется, сложно оценить по какой-то шкале. Это либо есть в компании, либо нет.

Заказывают ли у вас костюмы женщины?

Мы создаем исключительно мужскую классическую одежду.

Как по-вашему, чего хотят мужчины?

Сшить идеально сидящий bespoke костюм. И передать его сыну!

Беседовала Ира Керст. Фото из личного архива Катерины Возиановой

— Читайте также: Лера Польская: «В моем проекте истории будут честными, а фото – без ретуши»