Когда ребенок рисует на полях в тетрадке

Причины самого процесса и стоит ли трактовать изображения

02.09.2014

Juliya_DikayaЮлия Дикая, арт-терапевт, автор книги «Срочно требуется Муза» рассказала WoMo о сознательном и бессознательном рисовании детей на полях школьных тетрадей — нужно ли это трактовать и стоит ли развивать занятия изобразительным искусством.

Сам по себе процесс рисования на полях во время школьных занятий ни в коем случае не должен быть причиной родительского беспокойства. Другой вопрос, что это трактуется педагогами как нарушение правил и отсутствие внимания. Но всегда ли это так?!

С точки зрения психологии, а предметнее — арт-терапии: «художества» на полях — это территория бессознательного мира ребенка, мира его переживаний.

И в этом смысле,  наши чада мало чем отличаются от взрослых.

Когда мы рисуем:

— мы успокаиваемся;

— исследуем себя и других;

— даем себе поддержку;

— реагируем на происходящее;

— ведем внутренний диалог

— просто скрашиваем ожидание, вернее будет сказать, зарисовываем его.

Причинами школьных каракулей, орнаментов, сюжетов, образов и других изобразительных проявлений могут быть:

Отсутствие контакта глазами с учителем и как следствие — потеря внимания. Например, неверно выбранное место для ребенка в классе. Ученикам, которые быстрее теряют контакт, необходимо сидеть ближе к педагогу.

Обеспокоенность чем-то произошедшим накануне — в семье, на перемене, услышанная новость от других.

Компенсация недостаточности образов во время монотонных уроков. Даже сами педагоги отмечают, что в тетрадях по устным предметам рисунков на порядок больше.

Нехватка «собственной территории».  При помощи рисунка дети создают и расширяют свое поле мыслей, деятельности, переживаний, воображения. Другими словами, школьники вырисовывают свое состояние.

Усваивает ли ребенок материал во время бессознательного рисования может определить педагог или психолог. Заочно определить это довольно сложно. Внимание на учебном процессе зависит от степени погружения в свой мир во время рисования.

shutterstock_24886837

Опираясь на свой опыт, могу сказать, что для активных детей, да и взрослых тоже, рисование во время обучения — это единственная возможность усидеть на месте. Изложение материала в учебных заведениях не всегда базируется на необходимой смене способа подачи материала, которое позволяет сохранить внимание учеников на предмете. Иногда школьники компенсируют это рисованием.

Можно и нужно ли трактовать такие рисунки? На эту тему существует множество мнений и даже статей с дистанционной трактовкой. Но я склоняюсь к тому, что у каждого рисунка есть свой ситуативный смысл. Читать его без контекста малоинформативно. Очень важно учесть, что именно происходило накануне, в какой момент был создан рисунок и множество других факторов. Рисунок — это словно «фотография» момента.

Я обратила бы внимание родителей на два аспекта:

1. Чувства, которые поднимает рисунок, и что говорит о рисунке сам ребенок.

2. При отсутствии других тревожных сигналов, таких, как замкнутость, потеря аппетита, агрессия, повторяющиеся темы рисования и т.п. — само по себе рисование может быть способом саморегуляции. Это значит, что ребенок сам умеет себя «подлечивать» или это его способ самовыражаться.

Если же тревожащие факторы есть, конечно, необходимо обратиться к школьному психологу, социальному работнику, арт-терапевту.

И еще важный момент — если рисунки ребенка наталкивают вас на мысль поближе подойти к изобразительному искусству, как к предмету более детального изучения, деликатно и внимательно выбирайте педагога изонаправления. Обязательно прислушивайтесь к мнению ребенка, не спугните потенциальное развитие таланта.

В большинстве случаев при своевременных решениях, рисунки перемещаются на холсты, в альбомы, асфальт и стены. Дайте себе родительское слово не оценивать пробы пера критично. Помните:  где слишком много правил — истинное творчество и самовыражение погибает. 

Укрепляйте веру в талант своего чада и позвольте развить ребенку стиль в свое особенное направление.