Констанция Фортунато о профессии дирижера

Знаменитый дирижер, основательница Music Camp International рассказывает о своей профессии

Спецпроект WoMo, посвященный знакомству детей с разными профессиями, продолжается! Это наш способ дать слово лучшим из лучших, пусть расскажут о своей работе. Героиня сегодняшних «Профориентиров» — Констанция Фортунато, американский дирижер, волонтер, глава Schola Cantorum, дирижер Сelebration Choir, основательница Music Camp International. Это женщина, которая по роду своей деятельности не только занимается музыкой, но и приобщает к ней детей с ограниченными возможностями, сирот. Ее история о своей профессии мало кого может оставить равнодушным.

Я не планировала изначально становиться дирижером. Скажем так, судьба постепенно меня привела в эту профессию. Меня очень беспокоила проблема интеллектуального развития детей. Среди моих учеников было немало детей с различными расстройствами, например, дислексией. И я поняла, что мне необходимо разработать своей метод для их обучения, ведь я искренне верю, что каждый ребенок имеет музыкальный талант.

Когда-то я обучала глухонемую девочку. Ее мать очень хотела, чтобы та могла заниматься музыкой. Но как научить ребенка, который не слышит, что ты ему говоришь? Я использовала метод тактильных прикосновений: я брала ее руку и выстукивала ритм по ней, а потом клала пальцы девочки на фортепиано и отбивала тот же ритм по клавишам. Она замечательно справлялась со всеми задачами!

Идея такого преподавания захватила меня полностью, я много читала, исследовала… Так я начала развивать свою методику, которая помогала задействовать различные части головного мозга ребенка. В итоге, тому, чему многие люди пытаются научить за месяц, я могу научить за пять минут.

О профессии

Я начала работать с детским хором в качестве дирижера. Коллеги мне говорили, что это лучшее, что может быть. Но я была настолько разочарована той системой, в которой обычно работают руководители! Ведь есть еще столько вершин, которые можно покорить. Помню, некоторые коллеги рассказывали, как работали по полгода над одним произведением. Но, простите, что можно разбирать полгода? Мне хватало полчаса, чтобы объяснить такой же материал детям из моего хора. Ведь иначе они бы просто заскучали.

Connie2

Позже я поняла, что моему хору должен аккомпанировать оркестр. Это нормальная практика для хоров взрослых, почему же не воплотить ее и в моей работе? Помню, мы готовились к одному большому рождественскому фестивалю, и я надеялась, что тот дирижер, который работает с взрослыми хорами, выступит с моими детьми. Мне казалось, я не готова к этому, но он сказал мне, что я должна это сделать сама. Я была напугана до смерти! Я начала готовиться, учиться, наблюдала, как работают другие дирижеры. Я представляла в своем собственном доме оркестр и таким образом репетировала. Так я пришла в профессию.

О женщинах и мужчинах среди дирижеров

Уверена, что женщины могут стать успешными дирижерами. Вспомним ту же Аллу Кульбабу, дирижера Национальной оперы. Она блестяще работает, просто феноменально! И она живет здесь, в Киеве.

Но все же мне кажется, что женщинам придется приложить намного больше усилий, чем мужчинам, чтобы оказаться на самых вершинах. Традиционно эта профессия считалась мужской. А если говорить глобально, проблемы начинаются еще в детствце. Мы не прививаем нашим детям с ранних лет музыкальный вкус, мы не учим их понимать музыку, мы не умеем вдохновлять их, чтобы они горели желанием посещать разные концерты. Знаете, ведь есть дети, которые никогда не слышали музыку ни Моцарта, ни Баха, ни Бетховена.

Connie1

Не думаю, что женщине в принципе труднее руководить коллективом, чем мужчинам. Если человек знает ноты, разбирается в музыке и умеет наладить контакт с оркестром, ему ничто не должно помешать получить работу дирижера.

Хотя должна отметить, что мне, учитывая мою профессию, приходится много путешествовать. А ведь, будучи мамой, я не могла себе этого позволить в молодости, когда мои дети были совсем маленькими.

С чего начать тем, кто хочет стать дирижером

Настоящим вдохновением для ребенка может стать наблюдение за лучшими дирижерами мира. Можно начать элементарно как с просмотра видео онлайн, так и с посещения концертов. Я бы советовала посмотреть на работу  Даниэля Баренбойма, а также замечательного дирижера симфонического оркестра Сан-Франциско Майкла Тилсона Томаса, мы с ним давно знакомы. И, несомненно, нужно увидеть, как работает лучший молодой дирижер мира Густаво Дудамель.  В возрасте 26 лет он стал художественным руководителем Лос-Анджелесского филармонического оркестра.

О качествах, необходимых дирижеру

Самое главное, что должно быть у человека, мечтающего стать дирижером, — внутренний слух. Это значит, что он должен понимать и слышать в своей голове, как должна звучать музыка. Если у вас есть эта способность, все получится.

Многие люди думают, что дирижер всего лишь помахивает палочкой в такт. Нет, нет и нет! Вы должны четко понимать, как должен звучать оркестр, и как вы хотите, чтобы он звучал. Вот это и есть музыка! Ноты – это всего лишь чернила на бумаге. А музыка – это то, что происходит, когда вы вселяете в них жизнь.

О профессиональных мечтах

Некоторые мои мечты уже сбылись. Мы сделали незабываемый концерт с участием тысячи детей-сирот в Одессе, три великолепных рождественских концерта в Национальном оперном театре – это был прекрасный опыт. Сейчас я бы хотела собрать молодых людей из разных стран и организовать масштабный музыкальный фестиваль, например, в Карпатах на границе Украины и Румынии.

Pereselentsy3

В Германии в небольшой деревушке Обераммергау в баварских Альпах  каждые десять лет проводится шикарный фестиваль. Эта традиция началась с 17 века. В 1633 году жители Обераммергау молились об избавлении от чумы. Они поклялись, если чума обойдет это место стороной, регулярно устраивать спектакль-мистерию «Страсти Господни». Ни одного случая чумы в Обераммергау не было, и первое представление спектакля «Страсти Господни» состоялось в 1634 году. С тех пор жители Обераммергау раз в 10 лет устраивают этот музыкальный спектакль. Постепенно его масштаб рос и спектакль превратился в большой фестиваль… О нем знают далеко за пределами деревни, страны и континента. И билеты на это мероприятие продаются еще за год! Это нечто невероятное!

Вот так и для меня самая большая мечта – организовать что-то подобное с участием молодых ребят из Восточной Европы, чтобы изменить лицо Европы и показать, что они могут жить вместе в мире с надеждой и уверенностью в завтрашнем дне.

- Читайте также: Профориентиры: Лилия Подкопаева о профессиональном спорте