Кризис трех лет: Зная правила, минуем легко

Понимая причины – легко преодолеваем трудности

22.04.2014

4-1024x682По материалам тренинга «Ребенок – частица нас», авторства Анастасии Гарбарук, психолога, управляющей ресторана «Baby Rock«.

За анонсами следующих тренингов следите в нашем календаре. ( Место проведения: ресторан «Oxota na Ovets»).

Пожалуй, самый главный период в жизни ребенка – это возраст до 7 лет. Именно в это время заканчивается формирование мозга, и он начинает работать на 100%.

Почему речь о мозге? Дело в том, что до трех лет у малыша работает только правое полушарие. После трех лет в работу включается левое, которое отвечает за логику и творчество. Начинается новый этап развития.

Именно с этим физиологическим процессом связан пресловутый кризис трех лет. Причем начнется он в два с половиной года или в четыре, зависит от ребенка.

Главный признак начала «кризиса»: у ребенка в лексиконе появляется фраза «Я сам», он начинает отождествлять себя отдельно от матери.  У него включается левое полушарие, отвечающее за фантазию. Отсюда первый обман и странные фантазии.

Очень важный момент: кризис трех лет будет спроецирован на подростковый. Все проявления будут повторены, если не пережить этот период правильно.

Рекомендации Анастасии:

  • терпение, терпение и еще раз терпение;
  • боритесь с эмоциями, не срывайтесь;
  • правильно реагируйте на обман.

Теперь детальнее.

Если у ребенка ярко проявляется негативизм – категоричное «нет» на все в мире — это типичный протест на действие (ведь проще сказать нет, чем сделать). В таком случае показывайте вдохновляющие примеры. Например, паралимпи́йские игры.

Рассказывайте примеры из своего детства, показывающие, что вы были такими же, и что не сразу взрослые вырастают такими замечательными. Только говорите искренне! Ребенок легко «читает» вранье.

Хорошая новость: при правильном подходе негативизм продлится не более четырех месяцев.

Почему важно терпение и внимательное отношение именно в этот период? Дело в том, что, если упустить момент, это может перейти в следующий этап: бунт, деспотизм. В таком случае ребенок не только требует быть в центре внимания, но и причиняет окружающим боль. Малышу настолько плохо, что он не знает, как с этим справиться, и начинает искать утешения. Начинает теребить мочку уха, сосать палец, раздражать половые органы.

Также важно помнить, что наказание эффективно только с 3,5 лет, когда уже присутствует логическое мышление. До этого времени у ребенка попросту нет понимания, за что его наказали, он не делает выводов.

Потому, если ребенок выводит из себя:

  • посчитайте до 10;
  • узнайте причины поведения (когда понятны причины, то сразу ясно, что с этим делать);
  • не говорите: «Да сколько можно!» (это приведет к безразличию).

 

Если же наказание необходимо, правила таковы:

  • наказывать НЕ физически (лишь в исключительных случаях можно слегка шлепнуть);
  • НЕ оставлять ребенка наедине с самим собой (он не делает выводов, а слова извинения — это лишь память манипуляции);
  • наказание должно длиться столько минут, сколько ребенку лет, и не больше;
  • и очень важный момент: научитесь извиняться перед ребенком.

Также очень хорошо работает правильное переключение внимания. Именно правильное, а не категорически иное. Если ребенок экспериментирует (по-вашему безобразничает и делает на зло), адаптируйте ситуацию. Стучит по столу? Дайте барабан. Выливает воду из ванной на пол? Подставьте тазик.

В продолжении мы поговорим о правилах воспитания самостоятельности и трудолюбия, а также научимся видеть манипуляции и распознавать причины негативных реакций.