Кухонный сексизм: Тиффани Фейсон о жизни женщин, строящих карьеру шеф-повара

Почему готовить - "женское" дело, а быть шеф-поваром - "мужское"?

Шеф-повар и ресторатор из Бостона, Тиффани Фейсон размышляет о том, насколько укоренен сексизм в ресторанном бизнесе и есть ли надежда, что «место женщины» станет еще и безопасным и дружелюбным местом работы. 

Что ж, в последнее время домогательства на кухнях ресторанов стали предметом судебных исков против таких знаменитых шефов как Джон Беш и Марио Батали. Я уж было подумала, что такими темпами мы скоро покончим с этой культурой харассмента в нашей индустрии. Я думала, что нам больше не придется быть такими тихими и услужливыми.

Ресторанная мизогиния

Не каждая женщина в нашем бизнесе прошла через такие же испытания, что и жертвы шефов, которых я упомянула, но каждая из нас «вкусила» мизогинии, процветающей на кухнях и ударилась не раз о «стеклянный потолок» в карьере. Когда я начала карьеру, то опыта у меня никакого не было, меня никто на кухне не замечал, я была частью ее творческого хаоса. Но чем выше по карьерной лестнице я взбиралась, тем больше замечала, что подавляющее большинство шефов и су-шефов — мужчины. И по мере того, как я становилась все опытнее и профессиональнее, я стала чувствовать лютую враждебность в свой адрес: как будто меня пытались уличить в мошенничестве. Ты думаешь, что хорошей работой заслужишь признание и принятие коллег — но нет, в нашем бизнесе укоренилась культура харассмента, последствий которого в виде наказания для агрессора, не бывает. Для того, чтобы меня не топтали и не клевали, я решила быть более «очаровательной»: флиртовать, улыбаться, притворяться, что я чего-то не знаю — только такой коллеги-мужчины согласны были меня «терпеть» и не воспринимать как угрозу. Но результат этого моего балансирования не оправдал усилий. Мне отказали в допуске к грилю — это та часть процесса, ошибки в которой напрямую повышают или понижают доход ресторана. Это была работа для «взрослых мальчиков», которую мне не доверили. Получилось, что пока я прикидывалась милой девочкой, я сама себя дискредитировала, выглядя недостаточно серьезной для ответственной работы. И я ушла из того ресторана.

Фото: Билл Грин

Ловушка хохотушки

Я говорила с несколькими женщинами-шефами и все они подтвердили, что для того, чтобы оставаться в бизнесе, им нужно было делать все, чтобы нравиться публике и коллегам мужчинам-шефам. В то же время, мы видим, что успешному шефу-мужчине можно не заботиться о том, чтобы нравиться публике. Сейчас люди лучше понимают, что нужен талант и тяжелая работа, чтобы стать шефом, потому что видят все эти многочисленные телешоу. Мужчине прощают плохой характер и поведение: он может быть резким, невыдержанным, орущим. Может ли женщина-шеф позволить себе быть такой? Нет.

Приведу собственный пример. Я выступала в первом сезоне Top Chef, и именно мои способности и умения привели меня в финал. Но скандал разыгрался, как только шоу стали транслировать по телевидению: все называли меня сучкой и змеей. Главный приз мне, конечно, не достался. Думаю, что продюсеры не стали рисковать и награждать бойкую и энергичную девушку, они сделали безопасную ставку на «хорошего парня», красивого и безобидного. А мне после этого шоу, где меня представили злодейкой, пришлось на всех моих работах доказывать, что — нет, я хорошая.

Мы начинаем сейчас понимать, что связь между любовью публики и успехом в случае женщин — обратная. Как не раз замечала Шерил Сэндберг: «Чем более влиятельным становится мужчина, тем больше он нравится и мужчинам, и женщинам. А чем более влиятельной становится женщина, тем меньше она нравится всем». Мы, женщины, должны нравиться, чтобы надеяться на какое-то продвижение по карьере. А потом мы попадаем в ловушку своего «милого» образа.

Сама себе шеф

Если женщина достигла определенного уровня мастерства и благосостояния, она может решить открыть собственный ресторан и быть там шефом. Но ей все равно придется не быть собой (быть целостной и не обращать внимания на то, что коллеги-мужчины ее не принимают): не следить за лайками и комментами в соцсетях, гадостями, которые пишут коллеги-мужчины, она может стать активисткой в вопросе равной оплаты труда и равенства вообще. Но ее будут воспринимать как человека, который только и делает, что возмущает спокойствие, а совсем не борется за изменения в рабочей культуре, способные поднять всю сферу на новый уровень. Те, кто получает бонусы от статуса-кво, очень боятся перемен и делают все, чтобы исключить тех, кто перемен этих жаждет.

Я знала, что мне нужно самой вести бизнес, чтобы оставаться на высоком уровне в нашей индустрии. Но ресторан — не остров, мы живем в контексте нашей культуры. Я все еще чувствую определенный скептицизм в свой адрес: конечно, как женщина, считают многие, я наверное воспользовалась своим полом, чтобы «пролезть» в шефы, якобы моя работа и работа мужчин-шефов не одно и то же.

Фото: Рейчел Ли

Женская сфера

А между тем, сфера общественного питания — больше женская, чем мужская. Среди выпускников школ кулинарного искусства больше половины женщин, но среди шеф-поваров в Америке женщин только 21%. Среди собственников ресторанов в США только 33% женщин. То же самое касается фестивалей еды. Фестивали — это не увеселительные мероприятия, а возможности, дающие доступ к нетворкингу и известности. Вообще, мы как-то очень быстро списываем паузу в кулинарной карьере желанием женщины завести семью, но после историй с Бешем и Батали, мы все-таки признаем, что культура мизогинии достаточно токсична, чтобы выдавливать женщин с верхних уровней карьеры, не важно, есть у них дети или нет.

Даже сейчас, во время кампании #MeToo, нелегко говорить о риске быть непопулярной, это жизненно важно для женщин в нашем бизнесе. Ты должна трудиться над тем, чтобы нравиться, чтобы в один прекрасный день получить возможность сидеть за большим столом с теми, кто, сознательно или нет, хотел бы тебя из-за стола этого выгнать. Сейчас мне скажут: но не все же мужчины такие. Не все. Но эти «не все», эти хорошие парни должны теперь подать признаки жизни: словами и делом доказать свою позицию. А для женщин настало время изменить свое поведение. Во имя будущего поколения, в котором будет больше женщин-шефов, хозяек ресторанов, кулинаров, известных во всем мире, нам нужно перестать так беспокоиться о том, насколько мы нравимся людям вокруг. Нам есть, что делать со своим временем, и, честно говоря, мужчинам тоже.

Источник: eater.com

Главное фото: Майк Дискин

— Читайте также: Жизнь шефа: Кулинарный триумф Вивьен Ховард

Мы в Facebook