Лейла Сеидзаде: «В социальном бизнесе я выбираю бежать марафон»

О женском лидерстве, пользе diversity и социальном предпринимательстве

Cвой бизнес Лейла Сейдзаде начала благодаря сыну. Все началось с совместного хобби, которое переросло в предприятие с сильной социальной составляющей. На данный момент Лейла и ее деловой партнер Татьяна Микаилова занимаются бизнес-образовательными проектами, развитием женского лидерства и культуры digital в Азербайджане. О барьерах и ускорении бизнеса, созданного альянсом двух сильных личностей, соучредительница Edutainment.az, идейный партнер 100 Business Women Of Azerbaijan, Посол движения DigiCom в Азербайджане расскажет на SHE Congress 24 ноября, а сегодня мы публикуем эксклюзивное интервью, благодаря которому вы узнаете Лейлу поближе.

Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к социальному предпринимательству?

Через материнство. И судя по тому, что я слышу от людей в этой сфере, такой путь знаком многим. Я почти 10 лет проработала в крупных корпорациях и мне всегда это нравилось, правда, по ходу повышения по карьерной лестнице времени на общение с семьей, а самое главное с ребенком, оставалось все меньше и это меня напрягало. Как раз в этот период мы придумали с сыном совместное хобби — решили вести блог, где выкладывали фотографии и описывали мероприятия, которые мы посещали совместно. Это было в 2014 году. Тогда активностей для детей и родителей было не так много, так что достаточно быстро нам стало не о чем писать. В итоге мы начали придумывать интересные занятия сами. С самого первого дня было решено делать только что-то полезное и обучающее. Постепенно к нам присоединились другие родители, и скоро вся эта деятельность набрала оборот и, в конечном итоге, приобрела форму социального бизнеса. В тот момент, когда я поняла, что пора структурировать подход, мне встретился очень правильный партнер с таким же отношением к жизни и бизнесу. Мы объединили усилия и полностью посвятили себя социальному предпринимательству. Кстати, сын до сих пор поддерживает и подсказывает идеи. Мы не делаем то, что не интересно или не полезно нашим детям. Мы все всегда пропускаем через себя.

Каковы ваши ключевые бизнес-ценности?

Честность. Мне кажется невозможным построение бизнеса без честных и доверительных отношений. С партнером по бизнесу не может быть иначе, вообще никак. Ты делишь с ним даже больше, чем с членами семьи. Но иначе не может быть и с другими людьми, которые вовлекаются в бизнес: с командой, с потребителями услуг и продукта. Фальшь и обман все равно выплывут наружу рано или поздно.

Долгосрочность. Один из моих руководителей в прошлой корпоративной жизни всегда говорил, что нужно четко осознавать бежишь ли ты короткую дистанцию, или марафон. Я выбираю бежать марафон. Тем более в социальном бизнесе этого требует и природа того, чем мы занимаемся, и потребители, и партнеры. Социальный бизнес должен приносить значительные и качественные изменения в сферу, где он существует, поэтому подход «урвать по-быстрому здесь и сейчас» вовсе не подходит.

Win-win. Всем должно быть выгодно заниматься бизнесом и вообще какой-либо деятельностью. Всем вовлеченным в процесс. Идея ради идеи — это хорошо до какого-то момента, но если нет взаимной выгоды, то на голом энтузиазме долго ничего не продержится. Меня смущает, когда приходят люди и хотят что-то делать просто на эмоциях. Как правило, запал быстро заканчивается, и остаются руины недоконченных дел.

 

Расскажите, пожалуйста, чем занимается организация 100 Business Women Of Azerbaijan, и кто является ее участницами?

100 Business Women of Azerbaijan существует почти пять лет. Эта организация была создана Татьяной Микаиловой, моим партнером по социальному предпринимательству. Она стала бизнес-лидером еще тогда, когда обстановка не была такой располагающей к развитию женщин, как сейчас. Поэтому в сердце нашей организации есть глубокое понимание всей сложности процесса становления бизнесвумен, которая должна суметь сохранить баланс во всех сферах жизни и быть счастливой. Собственно, продвижением этой идеи мы и занимаемся. Я очень рада, что у меня появилась возможность присоединиться к организации и участвовать в ее дальнейшем развитии. Мы верим, что женщинам, которые достигли определенного успеха, есть чем поделиться с коллегами и теми, кто только начинает карьерный путь. Мы организовываем образовательные мероприятия, проводим встречи с менторами, развиваем культуру передачи опыта и знаний друг другу ради общего развития. В этом году провели мероприятия, которые в общей сложности привлекли более 2000 женщин.

Также вы являетесь Послом движения DigiComNet в Азербайджане. Что входит в вашу сферу деятельности в рамках этого движения?

DigiComNet — это глобальная сеть, которая развивает культуру digital. Здесь и коммуникации, и онлайн-образование, профессиональное развитие. Цифровой мир — это не будущее, это настоящее и надо учиться им эффективно пользоваться. Наша страна делает первые шаги в данном направлении, и важно поддержать этот тренд. Мы только присоединились к DigiComNet. Сейчас мы работаем над разными проектами, которые продемонстрируют людям, что цифровые технологии — это не просто социальная сеть и развлечения, это и возможности для бизнеса, и образование, доступ к глобальным ресурсам «не выходя из дома». Мы с Татьяной коммуникаторы, и поэтому данная сфера представляет для нас особый профессиональный интерес. Я уверена, мы сделаем много полезного в этой области.

Замечаете ли вы в Азербайджене рост количества стартапов, запускаемых женщинами?

Да, сейчас кажется, что все стали активнее, что-то хотят делать, менять. Женщины поняли, что могут создавать за пределами семьи и активно занимают лидирующие позиции и в государственных структурах, и в бизнесе. Возможно, не обо всех областях бизнеса можно такое сказать, но определенная динамика есть.

С чем это связано, как вы считаете?

Появился интерес к теме women empowerment, государство тоже поддерживает эту идею, назначая женщин на ключевые позиции в рамках государственного аппарата. Это отражается на всем обществе. В целом после кризиса люди стали рассматривать различные варианты заработка денег в новом формате, стало больше малого и среднего предпринимательства. Женщины не остались в стороне.

Так как мы сами занимаемся поддержкой и развитием женского предпринимательства, мы видим, что появился больший интерес к мероприятиям, которые проводит наша организация. Появились разные программы по поддержке и развитию женщин и девушек, как социальные, так и на государственном уровне. Крупные компании тоже осознали необходимость присутствия женщин на руководящих постах и пользу от такого diversity для бизнеса, в связи с чем сфокусировали свою деятельность в рамках корпоративной социальной ответственности на поддержке и образовании именно женщин. 

А с какими барьерами сталкиваются женщины сегодня в Азербайджане?

Сложности есть. Определенная прослойка общества, и не маленькая, не готова и не хочет таких стратегических изменений. Так как мы занимаемся образованием в рамках своего бизнеса, для меня это самая заметная область. Я верю, что все сложности можно преодолеть через образование. Люди сопротивляются всегда тому, что им незнакомо. Есть привычный уклад, «восточная ментальность». Это можно назвать по-разному, но суть в том, что процесс активизации женщин в обществе мог бы идти быстрее и качественнее, если бы все четко осознавали причину его необходимости. Кстати, включая самих женщин и девушек. Нельзя говорить просто о лидерстве в абсолюте, ведь люди должны осознавать, для чего им это и на что они идут.

Подготовила Ира Керст. Фото из личного архива Лейлы Сеидзаде

Лейла Сеидзаде выступит спикером на SHE Congress-2017 24 ноября и расскажет о том, насколько важным для бизнесов является внедрение принципов разнообразия, в чем польза женского лидерства, особенно, если бизнес организовали две сильные предпринимательницы.

Чтобы получить возможность бесплатно посетить конгресс, заполните регистрационную форму .

— Читайте также: Дебора Юден: «Когда мы исключаем какие-то группы людей из-за определенных стереотипов, мы тем самым лишаем себя возможностей»