География лидерства: 9 азиатских стран и их подходы к менеджменту

Что нужно знать, если вы захотите выйти на китайский, сингапурский или японский рынки

Азия нам здесь, в Украине, кажется такой же далекой иногда, как Марс. Другая культура, другая группа языков, другая философия… Естественно, что и подход к ведению бизнеса там другой. Но интересно то, что внутри самого континента между странами тоже есть определенные различия в стилях менеджмента. Об этом в рамках Business Wisdom Summit рассказала Су-Йен Вонг, CEO Human Capital Leadership Institute, лектор университетов в США и Сингапуре, которая вот уже 20 лет изучает вопросы трансформации организаций, развития лидерства и плодотворного микса западной и азиатской бизнес-культур.

Сегодня Азия составляет 30% мирового ВВП, но к 2030 этот показатель по прогнозам составит более 50%. Так что неудивительно, что многие бизнесы сейчас задумываются о том, как выйти на азиатский рынок. Если зайти на Amazon, то вы увидите сотни и тысячи книг по лидерству западных авторов и совсем немного экземпляров по азиатскому опыту, но, естественно, что типы лидерства на Западе и Востоке отличаются, так как отличаются культура, поведение и обычаи людей.

В Human Capital Leadership Institute мы провели исследование Leadership Mosaics Across Asia, в рамках которого проанализировали подходы к лидерству в 9 азиатских странах и попытались ответить на два вопроса:

  1. Как выглядят сегодня лидеры в той или иной стране? И почему они ведут себя именно так?
  2. Как нужно вести себя бизнесмену-иностранцу, чтобы преуспеть в одной из этих стран?

Итак, отправляемся в экспресс-тур по Азии.

Китай

Конфуционизм – важная составляющая философии лидерства здесь. Конфуционизм – это про порядок, про структуру и иерархию. Стремительные изменения после «культурной революции» повлияли на стиль лидерства в Китае: лидеры там прагматичные, трудолюбивые, гибкие и готовы с жадностью впитывать новые знания. В Китае выделяют три очень разных  типа лидерства, которые зависят от того, в какой компании вы работаете. Например, если вы работаете в мультинациональной компании и китайский рынок для вас очень важен, вашей следующей ступенью, скорее всего, станет управление регионом. Если вы работаете в государственном предприятии, ваша следующая ступень – правительственная должность. И если же вы работаете в частной компании, например, в Alibaba, то ваша следующая ступень, скорее всего, — предпринимательство.

Индия

Лидеры в Индии прекрасно справляются с решением проблем, потому что они воспитываются в очень хаотичном окружении. Вторая их особенность – это настойчивость и выносливость, потому что им необходим максимум усилий, чтобы выжить в конкурентной среде. И еще один важный момент – они привязаны эмоционально к людям, в том числе к своим сотрудникам.

Япония

Японцам часто необходимо некоторое время для принятия долгосрочных решений, кому-то они могут показаться терпеливыми, кому-то – медлительными. Но так происходит потому, что для них очень важен консенсус – все должны согласиться с решением, ведь для японцев очень важна гармония с людьми, особенно если вы планируете долгосрочное сотрудничество. И еще одно важное наблюдение: если раньше Япония была довольно закрытая страна и ориентированная на локальный рынок, то теперь они заинтересованы в выходе на глобальный рынок.

Сингапур

Так как Сингапур – государство с открытой экономикой, лидеры здесь – космополиты с широким мировоззрением. В то же время для них очень важна структурированность и четкое планирование по пунктам перед действиями, что кардинально отличается от метода лидеров в Индии «начать, а там уж как-то разберемся».

Таиланд

Таиланд – это страна контрастов. Здесь очень важна иерархия, все решения принимаются на топ-уровнях, и это означает, что иногда отличные, прогрессивные идеи не будут услышаны, просто потому что они идут от младших сотрудников. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг. повлиял на то, как теперь люди относятся к рискам в Таиланде. Бизнесмены здесь более консервативны, потому что очень боятся повторения истории.

Индонезия

17 тысяч островов, 350 этнических групп, 250 языков и диалектов говорят о том, что Индонезия мультикультурна, а это значит, что лидеры здесь привыкли к разнообразию. Одновременно это довольно патерналистская страна, отношения между руководством и подчиненными своего рода семейно-покровительственные. К мужчине-руководителю здесь обращаются как papa, что буквально переводится как «отец», а к женщине – ibu, что означает «мама». И еще одно важное наблюдение – в Индонезии лидеры очень спокойные, благодаря яванской философии, для них важны мир и гармония.

Малайзия

Малайзия – одна из самых иерархичных стран, но в то же время здесь невероятно важны отношения между людьми. В последние годы новое поколение лидеров все-таки меняет устоявшиеся традиции и пытается быть более открытым. Так что мотивация и поведение лидеров зависит от поколения и, собственно, самой компании, в которой они работают, что характерно и для следующей страны.

Филиппины

Для филиппинцев важная всеобщая цель – делать нечто для своей страны, что бы помогало ей развиваться. Второй интересный момент – лидеры на Филиппинах – это такие «доброжелательные диктаторы». То есть они довольно автократичны, но в то же время чувствуют невероятную ответственность за своих людей. Вместе с тем, сегодня на Филиппинах появляется новый тип лидеров, заточенных на меритократию, то есть они оценивают людей четко по их результатам.

Вьетнам

Во Вьетнаме свою роль сыграли исторические события, в частности, конечно же, война. Лидеры здесь в основном авторитарны и с подозрением относятся к людям не из «своего круга».

На основе этих исследований мы сделали вывод, что сегодня лидерам необходимы четыре основных качества, которые, как я думаю, могут быть применимы и в Украине:

1. Лавирование в мире VUCA*

Ведь ситуация на рынках меняется стремительно, и думаю, здесь, в Украине вы тоже это ощущаете: меняются правила игры, ресурсы исчерпываются, возникают новые конкуренты, поэтому нужно успевать приспосабливаться к этим изменениям и быть очень гибкими.

2. Построение доверительных отношений отношений внутри и вне компании

Для этого необходимо говорить на одном языке с партнерами (в буквальном смысле тоже).

3. Адаптивность

Представим, что я — предприниматель из Таиланда, и вот мне нужно отправиться в Китай. Мой сложившийся привычный стиль управления не сработает на новом месте, так что мне нужно будет адаптироваться. Руководителям, которые строят бизнесы в новых странах, необходимо принимать их социально-культурные нормы, они должны быть открыты к новому, но в то же время не изменять себе.

4. Нацеленность на глобальный уровень

Ничто не сравнится с опытом, полученным на месте в той или иной стране. Поэтому желание развиваться и быть мобильным первоочередное. И это не вопрос 2-3 месяцев, это вопрос 2-3 лет, когда приходится брать всю свою семью, срываться с насиженного места и ехать открывать для себя абсолютно неизвестную страну.

*VUCA — акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).

— Читайте также: Йос де Блок: «Сегодня лидеры должны концентрироваться на том, чтобы больше слушать других, а не доносить свои месседжи»