Like a Pro: Как модерировать встречи и панельные дискуссии

Модератор уровня "бог"

27.03.2018

Быть модератором на мероприятиях приходится не так уж редко: это не только корпоративные ивенты с гостями, это может быть обычное совещание, лекция важного гостя или панельная дискуссия. Скотт Кирснер, редактор «Innovation Leader» и колумнист «Boston Globe», дает дюжину полезных советов тем, кому выпадает нелегкое, но почетное задание «быть над схваткой».

Часто панельная дискуссия выглядит так: вы сидите на подиуме со своими друзьями, мило болтаете полтора часа в то время как еще 100 человек мучаются от скуки на неудобных стульях в зале. Но если вам удастся «сотворить» несколько действительно занимательных моментов или динамичное взаимодействие, то вас будут чествовать, как рок-звезду. Ну а если вы вытащите на свет божий ценный инсайт или плодотворную полемику, то вам вообще светит статуя в холле конференц-центра. Я модерировал около 300 панелей на различных мероприятиях, например, Consumer Electronics Show, Sundance Film Festival, и разные конференции для Гарвардской школы бизнеса. Вот несколько советов для успешного модерирования дискуссий.

1. Не обсуждайте заранее

Вы не будете вести парламентские слушания, не стоит просить «речь» участника панели в электроном виде за две недели до мероприятия. Не надо рассылать участникам бесконечные емейлы, в которых вы уже репетируете весь сценарий дискуссии. Ваша задача — быть группой умных, интересных людей с чувством юмора, которые живо и непринужденно обсуждают определенные темы. Это совсем не значит, что вы как модератор не должны изучить «жизнь и труды» ваших гостей с тем, чтобы задавать им «правильные» вопросы. Я советую разослать участникам один-единственный емейл перед мероприятием, где будут указаны три вопроса, с которых вы хотели бы начать, и попросить их указать другие темы, которые они считают важным обсудить на вашем мероприятии. Перед дискуссией познакомьтесь и пообщайтесь с участниками, убедитесь, что и между собой они познакомились, но не заставляйте всех обсуждать то, что вы собираетесь проговаривать на сцене.

2. На одном уровне

В бувальном смысле: сядьте рядом с участниками. Не стойте за кафедрой, не садитесь в углу сцены: у вас должен быть с ними зрительный контакт, а иногда ведь надо будет по-дружески взять кого-то «под локоток»: «Джанет, ты привела уже много прекрасных примеров, но давай подключим и Билла к обсуждению!»

3. На своем месте

Модератор не может быть участником панельной дискуссии так же, как дирижер не может поддаться порыву и выхватить скрипку у музыканта оркестра, чтобы сыграть свое соло. Ваша работа — поддерживать участников панели для того, чтобы они «отыграли» свои партии на отлично. Вы не можете быть одним из тех, кто участвует в дискуссии, точно так же вы не должны позволять кому-то из участников захватывать роль модератора.

4. Никаких слайдов

Разрешить кому-то из участников показывать слайды — это смерть дискуссии и резкое уменьшение значения вашей роли как модератора. Есть исключения: если участники дискуссии обсуждают что-то визуальное, вроде ритейла или промышленного дизайна, тогда вы можете позволить каждому спикеру принести строго ограниченное количество фото. Если участники — кинорежиссеры, то пусть каждый покажет фрагмент последнего своего фильма, все фрагменты должны быть одинакового хронометража. Но никаких презентаций в PowerPoint, ведь они убьют живое взаимодействие.

5. Короткое вступление

Не нужно готовить вступительную речь в духе Генсека ООН. Достаточно нескольких фраз о том, почему тема дискуссии актуальна, к чему вы хотите прийти в ходе дискуссии.

6. Представьте участников дискуссии

Участники не должны представляться публике — это ваша работа: будьте кратки, особенно если у публики уже есть программки, где подробно написано, кто выступает. Три предложения о каждом — максимум, который вы можете себе позволить со сцены. Никому не интересно, кем и где работал человек 27 лет назад или как вы с ним познакомились.

7. Первые пять минут

В первые пять минут вовлеките публику в процесс: людям будет приятно, что вам не плевать на них, а участники панели не будут вести себя так, будто они говорят в вакууме.

8. План приблизителен

Помните, что, хотя вы и составили себе план, последовательность вопросов и так далее, нужно уметь чувствовать, когда от плана нужно отступить. Например, если пятый участник отвечает на тот же вопрос, на который уже ответили четыре человека, то что бы он ни говорил, это уже не так интересует остальных присутствующих, мягко говоря. Если вы задаете вопрос, двух ответов достаточно, ну, разве что третий человек прямо подпрыгивает на месте от нетерпения, чтобы высказаться. Лучше задайте близкий по теме вопрос, попросите привести пример или совсем поменяйте тему.

9. Вопросы друг другу

Предложите участникам панельной дискуссии задать вопросы друг другу. Эту идею нужно подать в том самом единственном емейле, который вы пошлете участникам до мероприятия. Попросите их придумать по одному вопросу, который они хотели бы задать коллегам по дискуссии. Часто эти вопросы острее и провокационнее, чем ваши, и часто участники панели отвечают на вопросы других участников более откровенно, чем на вопросы «официального» модератора.

10. Распределить время

Разделите ваше время на три равные части. Первая — «набор высоты». Это те вопросы, которые дают возможность вашим участникам обсудить, что происходит в мире, глобальное видение. «Специфика» — следующий этап, когда вы просите рассказать истории из жизни или привести конкретные примеры, эта часть больше всего по душе публике. И собственно, часть «Публика» — работа с публикой — это не только «а теперь — вопросы из зала». Например, если вы спросили у участника дискуссии о худшем кадровом решении в его жизни, дальше можно пригласить кого-то из зала поделиться своей историей.

11. Последняя мысль

Не просите участников «сказать что-то в заключение разговора». Что каждый из них может сказать? Кратко изложить то, что уже все слышали во время мероприятия или пробубнить то, что он там себе написал заранее и не успел озвучить? Лучше используйте это время, посвятив его «последнему вопросу из зала» или для того, чтобы поинтересоваться будущим: «Как вы думаете, какой тренд будет темой конференции в будущем году?»

12. По расписанию

Вы — пилот, поэтому ваша задача посадить самолет по расписанию. Как только вы выбиваетесь из графика, ваша аудитория начинает нервничать, а организаторы гневно машут руками. Установите напоминание в телефоне за пять минут до конца встречи.

Источник: hbr.org

— Читайте также: 9 навыков блестящего спикера