Андреас Шляйхер: «Советская система экзаменов, как и система обучения в целом, была нацелена на сортировку людей»

Эксперт по образованию, куратор теста PISA о повышении качества школьного образования и глобальном тестировании школьников

29.03.2017

Украинское образование регулярно поставляет поразительные новости — в следующем, 2018 году ученики 220 украинских школ будут участвовать в международном тестировании PISA, которое проводит OECD, Организация экономического сотрудничества и развития. Эти тесты проходят 15-летние дети, по трем направлениям — чтение, математика и естественные науки. Задача тестирования — изучить не банальную успеваемость, а развитие мышления ребенка, те системные принципы, которые дает ему школа, а также пробелы в образовании. OECD проводит тестирование PISA в разных странах мира, анализирует данные, затем министерства образования внедряют те или иные новшества согласно рекомендациям аналитиков.

Тестирование PISA курирует Андреас Шляйхер, эксперт по образованию мирового уровня. Он побывал в Киеве, чтобы представить преимущества тестирования и рассказать о тех умениях и навыках будущего, которые понадобятся сегодняшним ученикам в их взрослой жизни. Мы расспросили господина Шляйхера о том, чем хороши тесты PISA, и к чему готовиться украинским ученикам.

О новых компетенциях

Мы наблюдаем колоссальные изменения в мире, и наше образование должно быть компасом, навигацией в этой все более сложной, непостоянной и нестабильной обстановке. И актуальными сейчас становятся всевозможные комбинации знания, навыков, качеств характера, которые могут привести к успеху в карьере, например.

Подумайте о любопытстве, смелости, гибкости, которые приобретают все больший вес в образовании. Равно как и способность к интегрированному обучению – подумайте о пересечении границ отдельных дисциплин. Это возможность посмотреть на проблему сквозь призму естественных наук и в то же время истории, философии, и этот подход может быть успешным. И новая программа образования в Украине, собственно, идет по этому пути, рассматривая систему сквозь призму компетенций.

Об интегрированном обучении

Школы, специализирующиеся на технических дисциплинах, делят науку на все меньшие и меньшие фрагменты, их рассматривают и решают учителя, но в наше время успех – это командное решение проблемы. И все же междисциплинарный подход не означает, что мы отходим от изучения фундаментальной науки. В популярном представлении инновации – это творческий процесс. Конечно, творчество, креативность очень важны, но инновации по сути своей являются крайне систематическим процессом.

Социальные проблемы также должно решать новое образование. В 2015 году мы добавили в тесты PISA компонент сотрудничества – тесты на то, как подростки умеют решать не только свои, но и чужие проблемы. Это умение становится все актуальное. Общество строит систему кругов общения, в которых пребывает ребенок, — это дом, семья, друзья. И только в школе он впервые приходит в круг незнакомых ему людей с разными интересами и взглядами и учится взаимодействовать с ними.

Если мы сравним самые успешные по результатам тестов страны – Сингапур в Азии и Эстонию в Европе, то увидим колоссальную разницу в содержании знания, у сингапурских учеников показатели содержания гораздо выше. Эта разница обусловлена тем, что в азиатских странах ученики больше сфокусированы на изучении собственно наук, а в Европе акцент дается на эпистемное знание, то есть общее понимание принципов разных наук, концептуальное их понимание.

О стратегиях изучения наук

Запоминание

Когда ученики сфокусированы на запоминании и ретрансляции того, что сказал им учитель, это работает постольку-поскольку в решении легких задач и практически не работает в решении более сложных задач. Это одна из причин, почему многие восточноевропейские страны, включая Российскую Федерацию, показывают низкий результат в тестировании PISA. Просто запоминание уже не гарантирует успех.

Контроль знаний

Важен также контроль – то, как ученик управляет процессом получения знаний, отслеживает свои успехи в той или иной дисциплине. Контроль знаний – не нечто, данное свыше, этому менеджерскому умению можно научить и научиться. И это даст ученику эффективный инструмент в обучении, добиваться результатов и предвосхищать успехи.

Развитие знания

Гораздо более эффективным инструментом является «развитие знания» — способность соединять новую информацию с уже усвоенной, совершенствовать мышление. Эта стратегия характерна для учеников, которые лучше всего прошли тесты PISA. Да, запоминание также важно, иначе ученики каждый день будут переспрашивать учителя, сколько будет 2+2. Но способность развивать знания и свое мышление дает большое преимущество в решении сложных задач.

Об эффективности PISA

Тесты PISA – отличный инструмент, чтобы показать навыки решения проблем, креативные умения ученика. Кроме того, эти тесты открывают не только то, чему учат в школах, но и то, чему не учат, пробелы в образовании. Это хорошая возможность для Украины и других восточноевропейских стран увидеть те важные вещи, которые отсутствуют в образовании. К примеру, наши задания на решение социальных проблем очень важны в нынешнем обществе, но в школах детей этому вообще не учат. Ученики сидят каждый за своим столом и в конце года сдают тесты, показывающие их индивидуальный уровень образования. Но на тестировании PISA важны не только знания каждого отдельно, но и то, как их применить по отношению к другим людям – это цель такого рода заданий. Вообще PISA работает, как зеркало, и показывает сильные и слабые стороны учеников. Им может не понравиться картинка в этом «зеркале», но это и дает шанс на усовершенствование.

О PISA в постсоветских странах

Советская система экзаменов, равно как и система обучения в целом была нацелена на сортировку людей, отделение более талантливых от менее талантливых, и поэтому многие постсоветские страны показывают одинаковые модели поведения. Много десятилетий система была устроена как наказание для ученика, который не сдал экзамен, и его ждут страшные последствия. Но в тестировании PISA этого нет – участники тестов не будут иметь последствий. И мы не тестируем учеников из абсолютно всех школ, мы их выбираем случайным способом, нам важно получить репрезентативную выборку и школ, и учеников. Наша задача – не оценить, а улучшить. И те, кто проходил наше тестирование, были довольны, им понравилось решать задачи – как говорят ученики, для них это был очень интересный опыт.

Фото: Клаудио Альварес, Максим Лисовой

— Читайте также: Учимся на ошибках: Первокурсница о стереотипах в среднем и высшем образовании